Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 53648-2009 Дизелевозы подземные. Общие технические требования и методы испытаний

     4.2 Требования к конструкции

4.2.1 Дизелевозы следует конструировать и изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта, ТУ или контракта на поставку дизелевоза конкретного типоразмера, утвержденных в установленном порядке.

4.2.2 Конструкция дизелевозов всех типоразмеров должна выполнять функции назначения в соответствии с конкретными ТУ.

4.2.3 Конструкция дизелевозов должна обеспечивать:

- вписываемость в сечение транспортной горной выработки;

- устойчивую работу дизелевоза с заданной производительностью в требуемых горно-технических условиях;

- необходимые тяговое усилие и скорость при движении поезда;

- плавное изменение скорости при разгоне и торможении;

- изменение направления движения (реверс);

- остановку и удержание поезда;

- подсыпку песка под колеса;

- надежное сцепление с перемещаемым подвижным составом;

- контроль машинистом основных технических параметров;

- контроль машинистом скорости движения и других параметров безопасности;

- освещенность пути;

- подачу машинистом предупредительных звуковых сигналов;

- применение защит, блокировок и других мер, обеспечивающих требования безопасности;

- соответствие кабин машиниста, органов управления и контроля и их расположение действующим санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям эргономики;

- удобство технического обслуживания и текущих ремонтов;

- разборку на транспортабельные узлы для спуска в шахту и доставку их в депо. Массу транспортабельных узлов, их габаритные размеры следует указывать в ТУ и в руководстве по эксплуатации дизелевозов.

4.2.4 Конструкция дизелевозов должна быть модульной, включающей две кабины, модуль комплектного силового блока и модуль рамы с ходовой частью.

4.2.5 Подвеска рамы дизелевоза на колесные пары должна быть амортизированной.

4.2.6 Крепление сборочных единиц и деталей должно исключать их самопроизвольное отвинчивание.

4.2.7 Дизелевозы должны иметь амортизированные буферно-сцепные устройства, работающие как на сжатие, так и на растяжение с жесткостью не менее 1200 Н/мм и имеющие запас прочности не менее 6 по отношению к максимальной силе тяги и пределу прочности материала, и быть регулируемыми по высоте. Вылет буфера в сжатом состоянии должен быть не менее 150 мм. Автосцепкой необходимо управлять из кабины.

4.2.8 Детали дизелевозов должны быть изготовлены из негорючих материалов. Допускается изготовление из трудносгораемых или трудновоспламеняющихся материалов по ГОСТ 12.1.044 следующих изделий: ремней для привода вспомогательных агрегатов двигателя; шлангов топливной, масляной и водяной систем двигателя; шлангов высокого и низкого давлений для гидравлической системы; упругих муфт; уплотнительных манжет и колец; прокладок; амортизаторов; сидений машиниста; изоляции электрических кабелей. На взрывобезопасных дизелевозах эти изделия должны также соответствовать ГОСТ Р 52274 по электростатической искробезопасности, а изделия из легких сплавов должны обеспечивать фрикционную искробезопасность по ГОСТ Р 52350.0. У взрывобезопасных дизельных двигателей соединения между головками цилиндров и блоком двигателя, головками цилиндров и выхлопным патрубком, а также между другими элементами выхлопного трубопровода необходимо уплотнять металлическими или железоасбестовыми прокладками толщиной не менее 1,5 мм.

4.2.9 На дизелевозах необходимо применять четырехтактные вихрекамерные дизельные двигатели с двухступенчатой системой очистки выхлопных газов: катализатор с фильтром (дожигание окиси углерода и удержание паров моторного масла) и жидкостный нейтрализатор (оксиды, азоты, альдегиды и охлаждение выхлопных газов).

Допускается применение двигателей без катализаторов и жидкостных нейтрализаторов при условии, что на всех режимах работы двигателя (кроме переходных) концентрация вредных компонентов в выхлопных газах не превышает допустимых значений. При этом выхлопной коллектор (патрубок) двигателя и часть выхлопного трубопровода должны быть включены в общую систему циркуляционного охлаждения двигателя. Для двигателей, предназначенных для работы в средах, не опасных по взрыву газа и пыли, в случае установки катализатора разрешается не охлаждать выхлопной коллектор.

На всасывающем патрубке двигателей должны быть установлены заслонки, управляемые автоматически и (или) вручную из кабины машины.

На выхлопном коллекторе и выхлопной трубе на удалении 100 мм от ее конца необходимо устанавливать штуцеры для отбора проб выхлопных газов и замера их температуры.