Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 53633.0-2009 Информационные технологии (ИТ). Сеть управления электросвязью. Расширенная схема деятельности организации связи (eТОМ). Общая структура бизнес-процессов (с Поправкой)

     5.2 Группы процессов уровня 1 в главной области "Основная деятельность"

5.2.1 Вертикальные группы процессов

5.2.1.1 Вертикальные группы процессов "Выполнение заказов" F (fulfillment), "Обеспечение качества" A (assurance) и В "Биллинг" (billing) являются клиентоориентированными сквозными процессами. Для ссылки на эти процессы в совокупности используется аббревиатура FAB по первым буквам английских наименований этих групп.

5.2.1.2 Классификация сквозных процессов по принадлежности к вертикальным группам процессов в главной области OPS должна осуществляться в соответствии с функциональными характеристиками этих групп согласно таблице 3.


Таблица 3 - Функциональные характеристики вертикальных групп процессов в главной области OPS

Вертикальная группа процессов

Функциональные характеристики

Выполнение заказов

Сквозные процессы группы предназначены для предоставления клиентам заказанных продуктов в установленные сроки. Эти процессы информируют клиента о статусе выполнения его заказа, обеспечивают своевременное выполнение заказа, а также обеспечивают гарантии удовлетворенности клиента

Обеспечение качества

Сквозные процессы упреждающего и корректирующего технического обслуживания, которые обеспечивают постоянную готовность услуг, необходимые уровни качества обслуживания и выполнение имеющихся соглашений об уровне качества услуг.

Эти процессы должны обеспечивать следующие функции:

- упреждающее выявление возможных отказов путем мониторинга состояния ресурсов и их параметров работы;

- управление соглашениями об уровне качества услуг и информирование клиентов о параметрах работы услуг;

- прием жалоб от клиентов, информирование клиентов о ходе решения проблем;

- управление ремонтными и восстановительными работами;

- обеспечение удовлетворенности клиента

Биллинг

Сквозные процессы группы должны обеспечивать следующие функции:

- сбор записей об использовании услуг;

- своевременная генерация счетов;

- предоставление клиентам информации по биллингу и по использованию платежей предбиллинга;

- сбор и обработка платежей клиентов;

- обработка запросов клиентов относительно счетов, предоставление информации по состоянию счетов и своевременное разрешение проблем со счетами;

- поддержка предварительной оплаты за услуги

Поддержка и обеспечение готовности процессов FAB

Процессы поддержки и обеспечения готовности OSR (operations support and readiness) включают в себя сквозные процессы управления, логистики, административной поддержки и обеспечения готовности процессов из области FAB.

Примечания

1 Процессы группы, как правило, меньше связаны с конкретными клиентами и услугами, чем процессы FAB, они предназначены для обеспечения эффективного выполнения сквозных процессов FAB.

2 Выделение, определение и использование процессов поддержки и обеспечения готовности особенно важны для процессов электронного бизнеса и для успешного внедрения процессов самообслуживания клиентов

5.2.2 Горизонтальные группы процессов

5.2.2.1 В главной области "Основная деятельность" выделены четыре функциональные горизонтальные группы процессов (см. рисунок 2). Процессы этих групп поддерживают выполнение сквозных процессов вертикальных групп и управляют действиями по поддержке клиентов, услуг связи, ресурсов и взаимодействий с поставщиками/партнерами.

5.2.2.2 Классификация функциональных процессов по принадлежности к горизонтальным группам процессов в главной области OPS должна осуществляться в соответствии с функциональными характеристиками этих групп согласно таблице 4.


Таблица 4 - Функциональные характеристики горизонтальных групп процессов в главной области OPS

Горизонтальная группа процессов

Функциональные характеристики

Управление взаимоотношениями с клиентами CRM
 (customer relationship management)


Процессы, направленные на привлечение новых клиентов, расширение и сохранение отношений с существующими клиентами.

Процессы обслуживания и поддержки клиентов, выполняющиеся с использованием любых видов взаимодействия: в офисах, по телефону, через Интернет или на дому.

Процессы, направленные на удержание клиентов, процессы прямого маркетинга, изменения набора услуг, продажи услуг с улучшенными свойствами и новых услуг.

Процессы продаж, включающие как традиционные процессы розничной продажи услуг клиентам, так и процессы оптовой продажи услуг другим организациям.

Процессы сбора и анализа основных сведений о клиентах и их потребностях. Эта информация должна использоваться для персонификации предоставляемых услуг, адаптации их к требованиям клиентов и доставки пакетов услуг, а также определения возможностей по увеличению ценности клиентов для организации

Управление и эксплуатация услуг SM&O (service management and operations)

Процессы, работающие с информацией об услугах, в том числе с информацией о доступе и подключении к услугам, о предоставлении контента клиентам.

Процессы предоставления, управления и поддержки функционирования инфокоммуникационных услуг, используемых клиентами или предлагаемых им.

Процессы текущего планирования производительности услуг для отдельных заказов на услуги, процессы проектирования услуг для конкретных клиентов.

Процессы SM&O направлены на достижение требуемого качества услуг, обеспечение удовлетворенности клиентов параметрами работы и стоимостью услуг

Управление и эксплуатация ресурсов RM&O
(resource management and operations)

Процессы, работающие с информацией о ресурсах, т.е. с информацией об инфраструктурах приложений, вычислительной техники и сетей электросвязи.

Процессы управления ресурсами, задействованными для предоставления и поддержки услуг, используемых клиентами или предлагаемых им.

Процессы непосредственного управления всеми ресурсами, принадлежащими организации связи, в том числе сетевыми элементами, серверами, рабочими станциями, маршрутизаторами и коммутаторами.

Процессы поддержки бесперебойного функционирования инфраструктуры сетей электросвязи и информационных технологий для предоставления клиентам заказанных услуг. Задачей этих процессов является обеспечение доступности инфраструктуры для услуг и сотрудников организации, а также поддержание ее способности отвечать требованиям услуг, клиентов и сотрудников.

Процессы сбора информации о ресурсах с сетевых элементов или с систем управления этими элементами, процессы интеграции, корреляции собранной информации и составления сводных отчетов для передачи на уровень управления услугами или выполнения необходимых действий с ресурсами

Управление взаимоотношениями с поставщиками/партнерами S/PRM
(supplier/partner relationship management)

Процессы приобретения продуктов и услуг у поставщиков и партнеров. Эти процессы тесно связаны с процессами CRM организаций поставщиков/партнеров.

Примечание - Процессы продажи организацией своих продуктов и услуг партнерам или клиентам относятся к группе процессов CRM; в этом случае организация выступает в роли поставщика.


Процессы, осуществляющие непосредственное взаимодействие со сквозными клиентскими процессами или функциональными процессами поставщиков/партнеров, в том числе процессы, выполняющие следующие функции:

- выставление заявок и прослеживание их выполнения вплоть до поставок;

- преобразование заявок в форматы, необходимые внешним процессам;

- обработка проблем;

- проверка данных биллинга и санкционирование платежей;

- управление качеством продуктов поставщиков/партнеров