7.1 Оценка лабораторного смещения
7.1.1 Общие положения
Если представляет собой результат измерений (или среднее арифметическое результатов измерений), указанный в отчете участником программы для одной характеристики исследуемого материала в одном раунде экспериментальной проверки компетентности программы, то оценка смещения лаборатории при измерении этой характеристики имеет вид:
, (17)
где - приписанное значение.
Статистики, использующие абсолютную величину смещения лаборатории или , не следует использовать, поскольку они не указывают знак смещения.
7.1.2 Интерпретация лабораторных смещений
Если участник указывает в отчете результат, которому соответствует лабораторное смещение более (3,0) или менее (-3,0), то этот результат следует считать "сигналом действий". Аналогично, лабораторное смещение более (2,0) или менее (-2,0) следует считать "сигналом предупреждения". Единственный "сигнал действий" в одной проверке или два "сигнала предупреждения" в последовательных проверках необходимо рассматривать как доказательство произошедших отклонений, требующих анализа. Этот критерий эквивалентен приведенному в 7.4 для -индекса в том смысле, что дает те же самые сигналы действий и предупреждения.
Обоснование использования множителей 2,0 и 3,0 (здесь и в других аналогичных критериях, приведенных ниже) следующее. Если и - хорошие оценки среднего и стандартного отклонения совокупности, из которой получены значения , а распределение совокупности является нормальным, то значения хорошо описываются нормальным распределением со средним 0 и стандартным отклонением . В этом случае только приблизительно 0,3% оценок лабораторных смещений в среднем будет выходить за пределы интервала , и только приблизительно 5% в среднем будут выходить за пределы интервала . Поскольку эти вероятности очень низки и маловероятно, что сигналы действий случайно появятся при отсутствии реальных проблем, то существует возможность идентификации имеющихся отклонений.
Если стандартное отклонение оценки компетентности установлено методами, описанными в 6.2, 6.3 или 6.4, и существенно отличается от стандартного отклонения воспроизводимости, то вероятности 0,3% и 5,0% в этом случае не должны быть применены.
Если стандартное отклонение оценки компетентности установлено методами, описанными в 6.2 или 6.3, участникам полезно использовать соответствующую статистику, характеризующую работу, допускающую прямое сравнение с предписанными или установленными требованиями к работе. Например, в примере 6.3, где ошибки проб не должны превышать ±10% приписанного значения, можно в соответствии с примером получить стандартное отклонение оценки компетентности 3,33%, вычислить -индекс и следовать 7.4. Можно также вычислить лабораторное смещение в виде относительного лабораторного смещения в процентах (см. 7.2) и сравнить его непосредственно с 10%.
7.1.3 Пример. Концентрация антител