8.1 Погрузочно-разгрузочные устройства специализированных вагонов
8.1.1 Погрузочно-разгрузочные и запорные устройства перед каждой погрузкой проходят техническое обслуживание и необходимый ремонт с целью обеспечения сохранности перевозимых грузов, безопасности движения поездов и безопасных условий при разгрузке.
8.1.2 Обслуживание и ремонт специализированных вагонов проводятся на специально оборудованных площадках, имеющих сжатый воздух, электросварочную линию и другие приспособления.
8.1.3 При подготовке механизмов разгрузки производится проверка рычажной передачи и воздушной магистрали. Открытием и закрытием крышек разгрузочных люков проверяется плотность прилегания к отбуртовке люков, действие предохранителя от произвольного открывания крышек люков на ходу поезда, переход рычагов за мертвую точку в установленных пределах.
Неисправные уплотнения крышек разгрузочных люков заменяют. Устраняют превышающие суммарные более 3 мм зазоры в рычажных соединениях механизма разгрузки. Устраняют утечки сжатого воздуха из тормозного цилиндра, воздушной магистрали и кранов системы пневматического управления механизма разгрузки.
8.1.4 При необходимости, рычажная передача механизма разгрузки регулируется укорочением или увеличением длины составного штока поршня тормозного цилиндра.
8.1.5 Подготовка механизма разгрузки с ручным приводом (зерновозы, цементовозы 'С4 и др.) заключается в проверке плотности прилегания крышек к отбуртовке загрузочных, разгрузочных люков. Порванные уплотнения крышек люков заменяются, отсутствующие устанавливаются вновь. Устраняются зазоры в рычажной передаче превышающие 3 мм. Погнутые рычаги заменяют отремонтированными.
8.2 Подготовка вагонов для перевозки торфа
8.2.1 Вагон для торфа осматривают для выявления и устранения трещин, деформаций и других дефектов.
8.2.2 Рычажную передачу механизма разгрузки регулируют и устанавливают переход мертвой точки в пределах 14-20 мм.
8.2.3 Воздухопровод продувается сжатым воздухом давлением 0,6-0,65 МПа (6-6,5 кгс/см) после отстукивания его легкими ударами слесарного молотка.
8.2.4 Работоспособность механизма разгрузки проверяют по плотности закрытия крышек люков. При плотно закрытых люках зуб защелки должен находиться в зацеплении с зубом поворота рычага, а рычаги крышек люков должны лежать на ступицах вилок поворота.
8.3 Подготовка вагона-хоппера для перевозки минеральных удобрений
8.3.1 Подготовка вагона-хоппера для перевозки минеральных удобрений (далее минераловозов) к перевозкам производится на специализированных путях ПТО, расположенных на станциях погрузки или выгрузки минеральных удобрений и сырья для их производства.
8.3.2 При подготовке вагона-хоппера для минеральных удобрений должно производиться:
- техническое обслуживание (ТО) в парках станций;
- текущий ремонт в порожнем состоянии в объеме ТР-1 с целью обеспечения безаварийного проследования по гарантийным участкам и сохранности груза при следовании их от станции погрузки до станции выгрузки;
- техническая ревизия разгрузочных устройств.
8.3.3 На ремонтных позициях специализированных путей выполняются следующие работы:
- устранение дефектов сварных соединений стоек, обшивки кузова, крыши, лестницы, подножек;
- смена или ремонт крышек люков;
- устранение дефектов крыши приваркой накладок;
- периодическая техническая ревизия механизма разгрузки;
- устраняются все неисправности ходовых частей и колесных пар, угрожающих безопасности движения;
- блокирующее устройство механизма разгрузки на исправность. Зазор между фиксатором и эксцентриком вала должен быть от 5 мм до 7 мм;
- проверка рычагов и тяг механизма разгрузки на исправность работы. В закрытом положении крышек разгрузочных люков оси рычагов и тяг должны переходить за мертвую точку не менее:
- для верхней тяги - 20 мм,
- для нижней - 15 мм.