4.2.1 Обучение персонала
Обучение персонала является необходимым элементом выполнения программы ЭСР-управления. Одна из важных задач обучения - осознание персоналом, что предотвращение ЭСР-рисков является важным моментом производственного процесса.
Во-первых, необходимо определить, какие сотрудники должны пройти обучение. Согласно ГОСТ Р 53734.5.1 начальное и повторное обучение должен проходить весь персонал, соприкасающийся с ЧЭСР-компонентами, например, бухгалтерия. В некоторых компаниях бухгалтерия участвует в ежегодной инвентаризации, когда производится учет всех компонентов. В таком случае сотрудники имеют дело с ЧЭСР-компонентами. Чтобы соответствовать стандарту ГОСТ Р 53734.5.1, бухгалтерия также должна проходить обучение.
Организация может обеспечить обучение персонала, который не работает с ЧЭСР-компонентами, хотя стандарт ГОСТ Р 53734.5.1 этого не требует. А именно для:
- менеджеров, которые могут нуждаться в понимании необходимости предотвращения ЭСР и ЭСР-рисков;
- технического и обслуживающего персонала, который может работать внутри участка УЗЭ;
- персонала, осуществляющего закупки, ответственного за закупку ЧЭСР-компонентов и оборудования.
Лицо, сопровождающее посетителей на участке УЗЭ, несет ответственность за их поведение на этом участке, а также за использование ими защитных средств.
Обучение персонала может проводиться различными способами (с помощью инструктора, компьютерное обучение и т.п.); предпочтительным способом при начальном обучении является обучение с инструктором. Инструктор должен хорошо знать теорию электростатического разряда и программу ЭСР-управления, действующую в организации, а также описанные в ней процессы, методики и материалы. При обучении нужно принимать во внимание образование, квалификацию и возраст обучаемых. Все обучение должно проводиться в безопасном, удобном помещении.
Вначале выбираются наиболее подходящие методы обучения для данного производства:
- курс, проводимый инструктором в классе;
- курс, проводимый консультантом на базе предприятия;
- компьютерное обучение;
- промышленные симпозиумы, консультации и семинары.
Программа начального обучения должна включать основы ЭСР, особенности плана программы ЭСР-управления данного производства и роль каждого сотрудника в программе ЭСР-управления. Программа обучения должна отвечать на следующие важные вопросы:
- что такое статическое электричество;
- как оно возникает;
- как электростатический разряд влияет на качество работы изделия.
Рекомендуется включать в программу ЭСР-управления подробное объяснение технологии защиты, как части политики организации. Независимо от того, какой метод обучения выбирается, программа должна строиться таким образом, чтобы сотрудники получили ответы на все вопросы. Кроме того, квалифицированный сотрудник организации должен отвечать на все вопросы обучаемых сотрудников, когда они уже приступили к работе. Свободное общение - ключ к успеху программы обучения. Такой тип общения должен сохраниться на рабочем месте и формировать основу для постоянного процесса обучения. Согласно ГОСТ Р 53734.5.1 начальное обучение проводится до того, как персонал начнет работу с ЧЭСР-компонентами.
Поскольку программы ЭСР-управления покрывают большое количество рабочих дисциплин и образовательных уровней, необходимо разработать специальные обучающие модули, охватывающие конкретную прикладную задачу. Усовершенствованные модули должны подчеркивать специфические особенности каждой дисциплины. Курс обучения должен учитывать особые требования к каждой группе. Например, модули, разрабатываемые для руководства, инженеров, технических специалистов, персонала, осуществляющего уборку и "полевое" обслуживание, могут сильно отличаться друг от друга, так как их ежедневные обязанности и область ответственности сильно отличаются.
Проведение начального и последующего обучения является важной составляющей плана обучения любой организации. Необходимо постоянно совершенствовать план обучения, вносить в него изменения и обосновывать их необходимость. Как при начальном, так и последующем обучении необходимо правильно выбрать способ обучения и частоту его проведения. Выбранный метод должен обеспечивать осведомленность каждого сотрудника и определять его обязанности, направленные на ЭСР-защиту. Последующее обучение также является хорошей формой обратной связи для мониторинга эффективности программы. Во время занятий необходимо стимулировать персонал к обсуждению проблем и внесению предложений по улучшению программы. Затем могут назначаться действия по усовершенствованию всей программы ЭСР-управления организации.
Важно, чтобы в процессе обучения (первоначального или последующего) все обучающиеся поняли и запомнили концепции программы ЭСР-управления. Согласно ГОСТ Р 53734.5.1 план обучения должен включать методику объективной оценки полученных знаний. Такая проверка может быть многообразной, включающей как письменные тесты, беседы в форме вопросов и ответов с инструктором, так и вопросы с вариантами ответов в конце обучения с использованием компьютера. Независимо от выбранного метода, организация должна определить критерий "успешно/неуспешно", гарантирующий адекватную оценку полученных знаний. Необходимо хранить все записи о результатах оценки знаний, чтобы руководство и заказчики в любой момент могли к ним обратиться для подтверждения того, что план программы ЭСР-управления по обучению выполняется.
Согласно ГОСТ Р 53734.5.1 повторное обучение должно осуществляться периодически, поэтому необходимо разработать систему, которая позволит определить, когда сотрудники должны проходить повторное испытание и/или сертификацию.
Образовательные материалы по ЭСР-управлению должны быть доступны, чтобы сотрудники организации могли в любой момент ими воспользоваться. В число таких материалов могут входить:
- материалы, используемые при начальном и последующем обучении;
- бюллетени и информационные письма;
- видеоматериалы или CD;
- материалы обучения на базе компьютера;