Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 53894-2010 Менеджмент знаний. Термины и определения

Введение


В современных условиях развития коммерческих структур, обусловленного активным использованием достижений науки и техники, все больше внимания уделяется менеджменту знаний.

Знания стали рассматривать как один из главных активов организации, как фактор, облегчающий приспособление к постоянным изменениям рынка, внедрение инноваций. Способность к оптимальному применению знаний вносит значительный вклад в организационную устойчивость и выживание в конкурентной среде.

Знания и связанные с ними нематериальные активы все чаще расценивают как фундамент организационного успеха как в частном, так и в государственном секторе. Становится важным не только, что мы производим, но и что мы знаем и как мы используем это знание - ключевой фактор в бизнесе и управлении.

Опыт показывает, что успешное использование системы менеджмента знаний в бизнесе способствует решению самых разнообразных проблем: человеческих и культурных аспектов, персональных мотиваций, выбора современной методологии управления и современных технологий. Распространению новых знаний, сотрудничеству в их приобретении, т.е. менеджменту знаний, в настоящее время уделяется недостаточно внимания. Как правило, такой менеджмент сводится к "навязыванию" компьютерных средств, позволяющих создавать новое знание, распространять его и использовать в повседневной работе.

Цели комплекса стандартов в области менеджмента знаний следующие:

- доведение до сведения всех заинтересованных кругов основных идей менеджмента знаний;

- предложение новых тенденций в использовании системы менеджмента знаний (СМЗ).

Для достижения этих целей необходимо идентифицировать и разработать действенные методики повышения эффективности коммерческих организаций всех типов, особенно малых и средних предприятий (МСП). Такие методики позволят эффективно использовать культурные, гуманитарные и экологические знания для достижения успехов в конкурентной борьбе.

Основные задачи при создании комплекса стандартов в области менеджмента знаний - всестороннее исследование методологии менеджмента знаний, разработка принципиально новых подходов, внедрение опробованных методик и стандартизованных инноваций. Важно правильно подать и описать поставленные задачи, увязать их с более широким организационным контекстом. Конечным продуктом являются содержательные и полезные рекомендации для коммерческих предприятий, главным образом МСП, с учетом реального культурного и социального контекста. Внедрение СМЗ обеспечит конкурентные преимущества как отдельным предприятиям, так и их кооперациям.

Собственники и менеджеры МСП вкладывают разный смысл в понятие успеха. Наиболее традиционные критерии - выживание и обеспечение непрерывности производственного процесса, получение прибыли, возвращение вложенного капитала, рост числа сотрудников и постоянных покупателей, чувство гордости за свой продукт, совершенствование профессиональных навыков и повышение качества оказываемых услуг, сохранение семейной династии, получение удовольствия от работы и т.п.

Знания приобретают все большее значение в ускоряющемся процессе обновления, внедрения новых достижений науки, усиления конкуренции и усложнения производства. Менеджмент знаний дает наибольший эффект в следующих случаях:

- при адаптации бизнеса к существующей коммерческой среде;

- при наличии продвинутой группы заказчиков продукции (возможность многому научиться, получить дополнительные рекомендации по перестройке производства);

- при работе в маленькой нише рынка, которую не оспаривают конкуренты;

- при реализации локальных монополистических преимуществ;

- при медленном обновлении (отсутствии) базы данных у заказчика;

- при создании устойчивой технологической инфраструктуры на длительное время;

- при максимизации доходности коммерческой деятельности;

- для повышения компетентности управления;

- при наличии лояльных и инициативных сотрудников;

- для обеспечения более полного удовлетворения потребностей заказчика.

Приобретение и распространение новых знаний легче всего организовать на крупных предприятиях. Однако предлагаемая методология менеджмента знаний наиболее целесообразна для внедрения именно на МСП, для которых характерны: