Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов (подготовленный на основе применения ИСО/МЭК Руководства 77), объединенный групповым заголовком "Руководство по разработке спецификаций на характеристики и классы продукции" и состоящий из следующих частей:
- Часть 1. Основные возможности;
- Часть 2. Технические принципы и рекомендации;
- Часть 3. Опыт применения.
Пояснительная записка
Коммерческая деятельность в настоящее время во все более возрастающей степени ведется с использованием электронных средств как в процессах внутри организаций, так и при их взаимодействии с внешними контрагентами. Информация о продукции формируется главным образом на специфической основе внутри организации или системы, как правило, без учета возможности обмена данными. Со стороны отправителя информации это приводит к большим затратам на многочисленные описания продукции и сохранение данных для их передачи различным получателям или заказчикам, а со стороны получателя информации - к редактированию и вводу в информационную систему данных, поступающих от различных источников, с присущими им ошибками из-за преобразования и интерпретации данных. Следовательно, в этой сфере имеется широкое поле для рационализации деятельности организаций (компаний).
Со стороны рынка проявляется стремление к предоставлению данных в электронной форме, и поскольку это стремление все более возрастает, то оно начинает оказывать значительное влияние на всю коммерческую деятельность. По этим причинам беспрепятственный обмен информацией о продукции (т.е. отсутствие разрывов в информационной цепочке) требует унифицированного, согласованного подхода к обмену информацией как о продукции для внутреннего пользования в пределах одной компании, так и о продукции, предоставляемой этой компанией своим заказчикам.
Информация о продукции формируется в течение всего ее жизненного цикла, начиная от выработки концепции, проектирования, конструирования для производства, последующей эксплуатации, продажи и обслуживания продукции (включая техническое обслуживание и уход) и заканчивая переработкой отработанной продукции для ее вторичного использования. Таким образом, согласованный, единообразный процесс подготовки и распространения соответствующей информации относительно продукции (по всем организационным и информационным системам) имеет большое значение (см. рисунок 1).
Пример - Жизненный цикл продукции
Рисунок 1 - Жизненный цикл продукции и передача информации
Этот процесс требует использования методологии, позволяющей представлять описание продукции в стандартизованной машинно-ориентированной форме, приемлемой для большинства промышленных систем. Подобная методология определена международными стандартами МЭК 61360-1 и ИСО 13584-42 и должна быть реализована как внутри компаний, так и при взаимодействии с бизнес-партнерами для того, чтобы она стала общепринятой практикой, повышающей эффективность и экономичность электронных коммерческих процессов.
Компания должна отвечать поставленным внешним и внутренним требованиям и гарантировать, что электронные данные о продукции предоставляются согласованным и экономически эффективным образом. Последнее предусматривает предоставление единообразных данных (характеристик продукции) для каталогов, электронных центров обмена информацией, систем автоматизированного проектирования (САПР), систем управления данными о продукции и т.д. С этой целью должны быть установлены правила для унификации требований к информации о продукции. Необходимо создание общей внутренней базы данных, обеспечивающей экономически эффективное использование и распространение данных о продукции как внутри компании, так и между ее бизнес-партнерами.