ГОСТ Р 53889-2010/
Руководство ИСО/МЭК 77-1:2008
Группа Т58
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РУКОВОДСТВО ПО РАЗРАБОТКЕ СПЕЦИФИКАЦИЙ НА ХАРАКТЕРИСТИКИ И КЛАССЫ ПРОДУКЦИИ
Часть 1
Основные возможности
Guide for specification of product properties and classes. Part 1. Fundamental benefits
ОКС 25.040.40,
35.240.50
Дата введения 2011-01-01
1 ПОДГОТОВЛЕН Научно-техническим центром институтом "ИНТЕК" на основе собственного перевода на русский язык международного документа, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 "Стратегический и инновационный менеджмент"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 октября 2010 г. N 297-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному документу ISO/IEC Guide 77-1:2008* "Руководство по разработке спецификаций на характеристики и классы продукции. Часть 1. Основные возможности" (ISO/IEC Guide 77-1:2008 "Guide for specification of product properties and classes - Part 1: Fundamental benefits", IDT)
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2018 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов (подготовленный на основе применения ИСО/МЭК Руководства 77), объединенный групповым заголовком "Руководство по разработке спецификаций на характеристики и классы продукции" и состоящий из следующих частей:
- Часть 1. Основные возможности;
- Часть 2. Технические принципы и рекомендации;
- Часть 3. Опыт применения.
Пояснительная записка
Коммерческая деятельность в настоящее время во все более возрастающей степени ведется с использованием электронных средств как в процессах внутри организаций, так и при их взаимодействии с внешними контрагентами. Информация о продукции формируется главным образом на специфической основе внутри организации или системы, как правило, без учета возможности обмена данными. Со стороны отправителя информации это приводит к большим затратам на многочисленные описания продукции и сохранение данных для их передачи различным получателям или заказчикам, а со стороны получателя информации - к редактированию и вводу в информационную систему данных, поступающих от различных источников, с присущими им ошибками из-за преобразования и интерпретации данных. Следовательно, в этой сфере имеется широкое поле для рационализации деятельности организаций (компаний).
Со стороны рынка проявляется стремление к предоставлению данных в электронной форме, и поскольку это стремление все более возрастает, то оно начинает оказывать значительное влияние на всю коммерческую деятельность. По этим причинам беспрепятственный обмен информацией о продукции (т.е. отсутствие разрывов в информационной цепочке) требует унифицированного, согласованного подхода к обмену информацией как о продукции для внутреннего пользования в пределах одной компании, так и о продукции, предоставляемой этой компанией своим заказчикам.
Информация о продукции формируется в течение всего ее жизненного цикла, начиная от выработки концепции, проектирования, конструирования для производства, последующей эксплуатации, продажи и обслуживания продукции (включая техническое обслуживание и уход) и заканчивая переработкой отработанной продукции для ее вторичного использования. Таким образом, согласованный, единообразный процесс подготовки и распространения соответствующей информации относительно продукции (по всем организационным и информационным системам) имеет большое значение (см. рисунок 1).
Пример - Жизненный цикл продукции
Рисунок 1 - Жизненный цикл продукции и передача информации
Этот процесс требует использования методологии, позволяющей представлять описание продукции в стандартизованной машинно-ориентированной форме, приемлемой для большинства промышленных систем. Подобная методология определена международными стандартами МЭК 61360-1 и ИСО 13584-42 и должна быть реализована как внутри компаний, так и при взаимодействии с бизнес-партнерами для того, чтобы она стала общепринятой практикой, повышающей эффективность и экономичность электронных коммерческих процессов.
Компания должна отвечать поставленным внешним и внутренним требованиям и гарантировать, что электронные данные о продукции предоставляются согласованным и экономически эффективным образом. Последнее предусматривает предоставление единообразных данных (характеристик продукции) для каталогов, электронных центров обмена информацией, систем автоматизированного проектирования (САПР), систем управления данными о продукции и т.д. С этой целью должны быть установлены правила для унификации требований к информации о продукции. Необходимо создание общей внутренней базы данных, обеспечивающей экономически эффективное использование и распространение данных о продукции как внутри компании, так и между ее бизнес-партнерами.
Настоящий стандарт устанавливает руководство по разработке спецификаций на характеристики и классы продукции (далее - Руководство).
В настоящем стандарте представлены общие рекомендации и методологические принципы описания продукции и ее характеристик, предназначенные для применения при составлении компьютерных библиотек, каталогов и словарей баз данных о продукции. Подобные описания должны содержать однозначные и подробные сведения о продукции и ее характеристиках, позволяющие обмениваться ими в электронной форме, не зависящей от специализированного прикладного программного обеспечения.
Примечание 1 - Термин "продукция" здесь применяют для обозначения приборов, процессов, систем, оборудования и т.д.
Настоящий стандарт предназначен для облегчения передачи технической информации внутри компании и между ее бизнес-партнерами экономичным и времясберегающим образом.
Настоящий стандарт предназначен для применения председателями и членами технических комитетов ИСO, а также менеджерами и техническими экспертами предприятий обрабатывающей промышленности.
Назначение настоящего стандарта - это предоставление общих сведений относительно потребностей и преимуществ использования предлагаемой методологии, а также о процессах составления библиотек, каталогов и словарей баз данных для продукции. В настоящем стандарте рассмотрены:
- деятельность по международной стандартизации, связанная со словарями баз данных;
- основные преимущества использования словарей баз данных по отношению к международным стандартам;
- процедура составления словарей баз данных;
- требуемые ресурсы;
- оценка экономического эффекта;
- источники информации и экспертизы.
В настоящем стандарте не рассмотрены:
- техническое руководство для создания библиотек и словарей баз данных продукции.
Примечание 2 - Проблемы, возникающие при составлении библиотек и словарей баз данных, рассмотрены в ИСО/МЭК Руководстве 77-2;
- конкретные случаи из практики составления словарей баз данных о производственной продукции и их анализ.
Примечание 3 - Анализ конкретных случаев из практики составления словарей баз данных о продукции приведен в ИСО/МЭК Руководстве 77-3.
Настоящий стандарт ориентирован на технические комитеты и подкомитеты по стандартизации продукции, а также на их рабочие и проектные группы, стремящиеся формализовать информацию (в машинно-ориентированной форме) о продукции, на которую распространяются подготовленные ими стандарты.
Настоящий стандарт может быть также полезен:
- для поставщиков продукции, которым требуется охарактеризовать ее в каталогах, информационных листках и т.д.;
- для информационных посредников и распространителей информационных материалов;
- для конечных пользователей, желающих иметь у себя корпоративные базы данных.
Информация о продукции необходима на всех этапах жизненного цикла, начиная от выработки ее концепции, проектирования и конструирования для производства, последующей продажи, маркетинга, эксплуатации, включая техническое обслуживание, и заканчивая изъятием из употребления, выводом из эксплуатации и утилизацией. На всех этих этапах жизненного цикла продукции к информации предъявляют различные требования, включая требования к различным формам ее представления, причем на каждом этапе должны быть указаны определенные наборы характеристик и их конкретные значения. Кроме того, необходимо формировать данные о продукции, которыми следует обмениваться по всей логистической цепочке поставки, начиная от первичного производителя и заканчивая конечным пользователем, а также иметь возможность сохранять необходимую информацию и вести целевой поиск для справочных целей.
2.2.1 Общие положения
Традиционно информация о продукции всегда была доступна в виде справочных технических листков и каталогов на бумажных носителях. С быстрым ростом информационных средств сбора, передачи и обработки этой информации к изготовителям стали предъявлять повышенные требования относительно ее предоставления в машинно-ориентированной форме, позволяющей избегать задержек и ошибок, присущих информации, переводимой с бумажных носителей на электронные. Кроме того, подобный перенос следует проводить с учетом стандартизованных методик, которые, при их применении, обеспечивали бы обмен информацией, ее функциональную совместимость как в пределах одного предприятия, так и между контрагентами вне его. Рисунок 2 иллюстрирует некоторые проблемы, которые могут возникать в информационной цепочке поставщика.
Рисунок 2 - Возможность или невозможность реального обмена информацией
Значительную часть информации о продукции до сих пор еще представляют на бумаге - в каталогах, справочно-информационных листках, руководствах по эксплуатации и т.д. или же на электронных носителях, идентичных бумажным, - например в виде документов в pdf-формате, которые не могут быть непосредственно использованы информационными системами или подвергнуты последующей обработке.
2.2.2 Неструктурированное описание и формирование информации о продукции