Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО/ТС 22600-2-2009 Информатизация здоровья. Управление полномочиями и контроль доступа. Часть 2. Формальные модели

Введение


В лечебно-профилактических учреждениях нередко внедряются информационные системы разных поставщиков, каждая из которых требует от пользователя отдельной аутентификации и авторизации доступа, поскольку они реализуют эти функции по-своему. Интеграция этих функций требует значительных затрат на взаимные отображения сведений о пользователях и организациях. В такой ситуации ресурсы, необходимые для разработки и эксплуатации функций обеспечения безопасности, растут в геометрической прогрессии с увеличением числа информационных систем.

С другой стороны, если рассматривать авторизацию с точки зрения учреждения здравоохранения, то будет очевидна потребность в гибкой модели ее реализации, поскольку в учреждениях постоянно происходят изменения. Одни подразделения закрываются, другие создаются, третьи объединяются.

Ситуация становится еще более сложной, когда для взаимодействия требуется пересечение периметров зон с разными политиками безопасности. Для преодоления различий между этими политиками необходимы взаимные соглашения о политиках между сторонами, обеспечивающими безопасность.

Другая сложность состоит в назначении пользователям ролей. Пользователь может исполнять различные роли в разное время и даже две или более роли одновременно. Например, пользователь может работать два месяца в роли медсестры, а следующие два - как акушерка, или же совмещать эти роли.

Более того, в учреждении здравоохранения могут быть идентифицированы разные обязанности в зависимости от выполняемой роли и рода деятельности пользователей. При переезде в другую страну или при переходе в другое медицинское учреждение для пользователей одних и тех же категорий может меняться тип или уровень авторизации, необходимой как для выполнения каких-либо действий, так и для получения доступа к информации.

Другой не менее важный актуальный вопрос - как повысить качество обслуживания, используя информационные технологии, не нарушая при этом прав личности пациента. Чтобы врачи могли получать наиболее адекватную информацию о пациенте, необходимо наличие "виртуальной электронной истории болезни", которая позволяла бы регистрировать всю медицинскую помощь, оказанную пациенту, независимо от того, где и кем она документировалась. При таком подходе необходима общая модель авторизации или специальное соглашение об авторизации между сторонами, обеспечивающими безопасность.

Кроме необходимости учета многообразия ролей и обязанностей, типичных для любой крупной организации, решающее значение имеют и другие аспекты медицинской помощи, например, этические или юридические, обусловленные особенностями используемой информации.

Необходимость в ограничительной авторизации актуальна и сейчас, но будет существенно возрастать в ближайшие два года в связи с увеличением обмена информацией между приложениями, чтобы удовлетворить потребность врачей в получении все большего и большего объема информации о пациенте в целях обеспечения высокого качества и эффективности лечения.

За последнее десятилетие произошли заметные изменения в части сервисов информационной безопасности прикладных программ и передачи данных. Ниже указаны некоторые факторы, способствующие этим изменениям:

- переход от централизованных систем на базе больших компьютеров к распределенным системам на базе местных вычислительных ресурсов;

- все больше данных хранится в информационных системах, и тем ценнее они для пользователей;

- пациенты становятся более мобильными, и их медицинские данные требуются в разных местах пребывания.

В связи с необходимостью защиты персональных данных, требуемой для исключения нежелательных личных и социальных последствий, эти изменения влекут за собой повышение требований к средствам защиты передачи и обработки медицинских данных. Эта защита должна распространяться как на обмен информацией, так и на ее обработку. Что касается таких механизмов защиты обмена данными, как аутентификация, целостность, конфиденциальность, доступность, отслеживаемость (включая трассируемость и невозможность отказа от авторства), контроль доступа к вычислительным ресурсам, а также службы удостоверения, именно аутентификация критична для большей части остальных механизмов. Это справедливо и по отношению к безопасности обработки данных, где необходимы управление доступом к данным и функциям программ, исполняемых на вышеуказанных вычислительных ресурсах, целостность, конфиденциальность, доступность, отслеживаемость, различимость и службы удостоверения.

Применение настоящего стандарта будет вызывать особую сложность в связи с тем, что участвующие стороны уже располагают действующими системами и не проявят особого желания немедленно обновить их или полностью заменить. Поэтому очень важно, чтобы стороны подписали соглашение о политике, в котором они подтверждают намерение к движению в сторону реализации настоящего стандарта по мере возникновения потребности в модификации этих систем.

Соглашение о политике должно также содержать описание выявленных различий в системах обеспечения информационной безопасности и согласованных мер по их преодолению. Например, в сервисе аутентификации права и обязанности одной стороны, запрашивающей доступ к информации другой стороны, должны обеспечиваться в соответствии с согласованной политикой, записанной в соглашении между сторонами. Для решения этой задачи необходимо обеспечить соответствующую группировку и классификацию как пользователей и поставщиков информации и информационных услуг, так и самой информации и предоставляемых услуг. Такая классификация может служить основой для реализации механизмов обработки требований доступа, категорирования информации и информационных услуг, а также механизмов описания политик контроля доступа и управления ими. Если все взаимодействующие стороны не видят каких-либо рисков, взаимодействие существующих систем и обмен информацией можно начинать сразу же после подписания соглашения о политике контроля доступа. Если риски настолько существенны, что их надо исключить до начала обмена информацией, то надо описать эти риски в соглашении о политике контроля доступа и добавить к нему перечень мероприятий по устранению рисков. Соглашение должно содержать график выполнения этих мероприятий и определять способ их финансирования.

Процесс документирования очень важен и служит основой для выработки соглашения о политике контроля доступа.

Требования к управлению полномочиями и контролю доступа предъявляются к сервисам защиты, необходимым для передачи медицинской информации и обеспечения распределенного доступа к этой информации. Настоящий стандарт представляет принципы и определяет сервисы, необходимые для управления полномочиями и контроля доступа. Криптографические протоколы не входят в область применения настоящего стандарта.

В стандарте ИСО/ТС 22600, состоящем из двух частей, содержатся ссылки на уже принятые стандарты информационной безопасности и архитектуры ее реализации, а также на спецификации, предложенные для здравоохранения такими организациями, как ИСО, CEN, ASTM, OMG, W3C и другими. В нем поддерживается применение подходящих стандартов, либо предлагается их улучшение или модификация, либо обосновывается необходимость разработки новых стандартов.

В ИСО/ТС 22600, часть 1 "Общие сведения и управление политикой", содержится описание сценариев и критичных характеристик трансграничного обмена информацией. В нем также приводятся примеры методов необходимого документирования, которые должны послужить основой соглашения о политике контроля доступа.

В настоящем стандарте (ИСО/ТС 22600, часть 2 "Формальные модели") содержатся более детальные описания архитектуры и моделей полномочий и управления полномочиями, реализуемых для обеспечения защиты совместного доступа к информации, дополненные примерами шаблонов соглашений о политике контроля доступа.

Настоящий стандарт тесно связан с другими международными стандартами в этой предметной области, например ИСО/ТС 17090 и ИСО/ТС 21091. Он также связан с ведущейся разработкой проекта ИСО/ТС 21298.

Распределенная архитектура совместно используемых медицинских информационных систем все в большей степени основана на применении вычислительных сетей. Благодаря ощутимым выгодам для пользователей, применение стандартизованных интерфейсов пользователя, инструментальных средств и протоколов, обеспечивающее платформенную независимость предлагаемых решений, становится все более популярным, что за пару последних лет привело к ощутимому росту числа действительно открытых информационных систем, предназначенных для функционирования в корпоративных вычислительных сетях и в частных виртуальных сетях.

Стандарт ИСО/ТС 22600 определяет сервисы управления полномочиями и контроля доступа, необходимые для распределенного доступа и обмена медицинской информацией между всеми заинтересованными пользователями, удаленными друг от друга и использующими разные средства защиты информации. В настоящем стандарте установлены принципы и определены сервисы, необходимые для управления полномочиями и контроля доступа. В нем определены необходимые понятия, базирующиеся на компонентах, и он предназначен для поддержки их технической реализации. Настоящий стандарт не определяет применение этих понятий в конкретных процессах оказания медицинской помощи.