Статус документа
Статус документа

Методические указания по проектированию рекультивации нарушенных земель на действующих и проектируемых предприятиях угольной промышленности

2.8. Рекультивация карьерных выемок

2.8.1. Технология рекультивации карьерных выемок для народно-хозяйственного использования определяется проектом с учетом особенностей техногенного рельефа, пригодности горных пород (слагающих борт) для биологической рекультивации, степени обводнения, географических условий зоны размещения нарушенных земель, а также технико-экономических и социальных факторов, сложившихся к периоду рекультивации в районе открытых разработок.

2.8.2. По характеру техногенного рельефа карьерные выемки угольных и сланцевых разрезов подразделяются на два основных типа:

- глубокие и очень глубокие карьерные выемки округлой формы в плане с террасированными бортами (уступами), образованные при выемке наклонных и крутопадающих пластов по транспортной системе разработки с размещением основного объема вскрышных пород за пределами контура выработанного пространства - во внешних отвалах;

- среднеглубокие и глубокие карьерные выемки (остаточные траншеи) вытянутой формы в плане, образованные при выемке горизонтальных и пологозалегающих пластов по бестранспортной, транспортно-отвальной и транспортной системах разработки с размещением вскрышных пород в выработанном пространстве. Как правило, рабочий борт карьерной выемки представлен несколькими вскрышными и угольными уступами, нерабочий - террасированными или сплошным откосом внутреннего отвала.

В соответствии с ГОСТом 17.5.1.02-85 /16/ остаточные карьерные выемки при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом группируются по глубине (относительно естественной поверхности) на западинообразные (мелкие) - 1,5-5 м, неглубокие - 5-15 м, среднеглубокие - 15-30 м, глубокие - 30-100 м, очень глубокие и сверхглубокие - свыше 100 м.

2.8.3. По характеру обводнения (увлажнения) карьерные выемки подразделяются на сухие, умеренно влажные, переувлажненные и обводненные.

2.8.4. Исходя из принятой группировки по глубине и характеру обводненности карьерные выемки рекомендуется использовать:

- в качестве емкости для складирования собственных отходов производства (вскрышных пород) или отходов, поступающих с других предприятий, с последующей сельскохозяйственной и (или) лесохозяйственной рекультивацией поверхности;

- в качестве водоёмов многоцелевого назначения;

- в режиме сухой консервации с проведением на бортах карьерной выемки санитарно-гигиенической рекультивации или использования этих объектов в рекреационных и строительных целях.

Возможно комбинированное использование карьерных выемок. Например, нижняя часть её засыпается породой, средняя - используется под водоём, а верхние уступы и террасы рекультивируются в рекреационном, строительном или ином направлении.

Систематизация карьерных выемок и рекомендуемые направления их использования приведены в табл.2.6.

Таблица 2.6

Систематизация и рекомендуемое направление использования карьерных выемок угольных (сланцевых) разрезов

Типы выработанного пространства; условия образования

Схема выработанного пространства

Характеристика карьерной выемки по степени обводнения и пригодности пород

Целесообразное использование карьерных выемок

Принципиальная схема использования карьерных выемок

I. Разработка месторождений с наклонными (8-30°) и крутопадающими (30°) пластами по транспортной системе с размещением вскрышных пород во внешних отвалах


Сухие и умеренно влажные; породы мало- и непригодные

Емкости для складирования вскрышных пород с последующей сельско- и (или) лесохозяйственной рекультивацией поверхности

Обводненные; породы: пригодные, мало- и непригодные по физическим свойствам

Водоёмы многоцелевого назначения

Сухие, умеренно влажные, переувлажненные; породы всех групп пригодности

Сухая консервация с санитарно-гигиенической рекультивацией берм и откосов; использование в рекреационных или строительных целях

II. Разработка месторождений с  горизонтальными, пологими и наклонными (до 18°) пластами по бестранспортной, транспортной, транспортно-отвальной и комбинированной системам с размещением вскрышных пород во внутренних отвалах

Сухие и умеренно увлажненные; породы: мало- и непригодные

Емкости для складирования вскрышных пород с последующей сельско- и (или) лесохозяйственной рекультивацией поверхности

Обводненные; породы: пригодные, мало- и непригодные (по физическим свойствам)

Водоёмы многоцелевого назначения

Сухие, умеренно влажные, переувлажненные; породы всех групп пригодности

Карьерные выемки - в рекреационных и строительных целях; внутренние отвалы для сельско- и лесохозяйственной рекультивации



2.8.5. Направление использования карьерной выемки предопределяет состав работ технического этапа рекультивации. Из этого состава можно выделить следующие основные операции:

- заполнение карьерных выемок вскрышными породами (полное или частичное);

- террасирование бортов (откосов уступов);

- выполаживание бортов (откосов уступов).

Принципиальные технологические схемы рекультивации карьерных выемок с использованием различных комплексов горнотранспортного оборудования приведены в табл.2.7.

Таблица 2.7

Технологические схемы рекультивации карьерных выемок

Характеристика карьерной выемки

Способы и средства рекультивации

Схема рекультивации

Глубокие и очень глубокие

(>30 м)

Засыпка - поярусная снизу вверх, 15-30 м.

Транспорт - железнодорожный.

Экскавация - мехлопаты ЭКГ-4,6Б, ЭКГ-8И, ЭКГ-12,5.

Планировка поверхности - бульдозеры (всех марок).


Среднеглубокие и глубокие (15-100 м)

Засыпка - с дневной поверхности, 30-100 м.

Транспорт - автомобильный, скреперный.

Укладка породы - бункер-накопитель, поперечный конвейер, магистральный конвейер, ленточный отвалообразователь.

Планировка поверхности - бульдозеры (всех марок).

Среднеглубокие и глубокие (15-100 м)

Засыпка - с дневной поверхности с использованием эффекта наклонной плоскости, 30-100 м.

Транспорт - автомобильный.

Укладка породы - бульдозером на базе тракторов Т-100, ДЭТ-250М, Т-330.


Среднеглубокие и глубокие (15-100 м)

Засыпка - с дневной поверхности, 30-100 м.

Транспорт - железнодорожный, автомобильный.

Экскавация - драглайны ЭШ-10/70, ЭШ-13/50, ЭШ-15/90.

Планировка поверхности - бульдозеры (всех марок).

Западинообразные, неглубокие и среднеглубокие (<30 м)

Засыпка - с дневной поверхности, <30 м.

Транспорт - автомобильный, скреперный.

Укладка породы - бульдозеры на базе трактора Т-100, ДЭТ-250М, Т-330.


Глубокие (30-100 м)

Засыпка - с дневной поверхности, 30-100 м.

Транспорт - железнодорожный.

Укладка породы - бульдозеры на базе трактора T-100, ДЭТ-250М, Т-330.


Западинообразные, неглубокие, среднеглубокие (<30 м)

Выполаживание бортов с перемещением породы сверху вниз.

Бульдозеры на базе трактора T-100, ДЭТ-250М, Т-330.

Объем земляных работ на единицу длины откоса (, м/м):

,

где - глубина карьерной выемки, м;

, - углы откоса соответственно до выполаживания и после, град.

Западинообразные, неглубокие и среднеглубокие (<30 м)

Выполаживание бортов с перемещением породы снизу вверх.

Экскавация - драглайны ЭШ-10/70, ЭШ-13/50, ЭШ-15/90.

Планировка поверхности - бульдозеры всех марок.

Объем земляных работ (, м/м):



Среднеглубокие (15-30 м)

Выполаживание бортов с перемещением породы сверху вниз.

Экскавация - драглайны ЭШ-10/70, ЭШ-13/50, ЭШ-15/90.

Планировка поверхности - бульдозеры (всех марок).

Объем земляных работ (, м/м):

,

где - результирующий  угол откоса карьерной выемки до выполаживания, град.

Западинообразные, неглубокие, среднеглубокие (<30 м) обводненные, переувлажненные

Выполаживание бортов с перемещением породы сверху вниз.

Экскавация - драглайны ЭШ-5/45, ЭШ-10/70, ЭШ-15/90.

Планировка надводной части откоса - бульдозеры (всех марок).

Объем земляных работ:


Глубокие и очень глубокие

(>30 м)

Выполаживание откоса уступа с укладкой породы на площадке с целью изоляции выходов угольного пласта (непригодных пород) (>1,0 м).

Экскавация - мехлопаты ЭКГ-4,6Б, ЭКГ-8И, ЭКГ-12,5.

При крепких породах применяются БВР.


Глубокие и очень глубокие

(>50 м)

Террасирование высоких уступов (>15 м) на два подуступа с выполаживанием откосов подуступов и перемещением породы по схеме: сверху вниз.

Экскавация - мехлопаты ЭКГ-4,6Б, ЭКГ-8И, ЭКГ-12,5.

При крепких породах применяются БВР с использованием наклонных скважинных зарядов.

Среднеглубокие глубокие и очень глубокие

(>15 м)

Террасирование высоких уступов (>15 м) на три подуступа с размещением породы на верхней и нижней площадках.

Экскавация - драглайны ЭШ-10/70, ЭШ-13/50, ЭШ-15/90


Глубокие и очень глубокие

(>30 м)

Террасирование высоких уступов (>15 м) с использованием части привозных пород для подсыпки откоса нижнего подуступа.

Транспорт - железнодорожный.

Экскавация - мехлопаты ЭКГ-4,6Б, ЭКГ-8И, ЭКГ-12,5.

При крепких породах применяются БВР.

Глубокие и очень глубокие

(>30 м)

Планирование площадок (берм) на уступах с формированием "вал-канавы".

Бульдозеры на базе трактора T-100, ДЭТ-250М.


Западинообразные, неглубокие, среднеглубокие (<30 м)

Выполаживание бортов путей подсыпки пород из внутреннего отвала.

Экскавация - драглайны ЭШ-10/70, ЭШ-13/50, ЭШ-15/90.

Планировка поверхности - бульдозеры всех марок.



Заполнение карьерных выемок породой

2.8.6. Засыпку карьерных выемок рекомендуется осуществлять с дневной поверхности одним ярусом на полную глубину. Возможность применения такой технологии обусловливается глубиной карьерной выемки и физико-механическими свойствами складируемых пород. Если устойчивая высота отвального яруса равна глубине карьерной выемки, то она засыпается одним уступом. При заполнении глубоких и очень глубоких карьерных выемок укладка породы производится, как правило, поярусно (табл.2.7, схема 1) с учетом рекомендаций (26). Ярусы могут отсыпаться последовательно или параллельно - сразу несколько. В последнем случае организация работ должна учитывать период активной усадки пород. Доставка породы осуществляется железнодорожным или автомобильным транспортом. При железнодорожном транспорте целесообразно использовать те же транспортные горизонты, которые оставались к моменту отработки разреза. Технология засыпки, в принципе, не отличается от существующих типовых схем многоярусного отвалообразования с использованием мехлопат, драглайнов и бульдозеров. Для перемещения автотранспорта должно быть предусмотрено строительство автомобильных съездов.

2.8.7. При заполнении с поверхности среднеглубоких и глубоких карьерных выемок в целях обеспечения безопасности работ укладка породы может производиться с помощью ленточных конвейеров и отвалообразователей (табл.2.7, схема 2). Автомобили с породой разгружаются на эстакаде в специальный бункер-дозатор. Порода через промежуточный поперечный конвейер подаётся на продольный магистральный конвейер. Самоходный ленточный отвалообразователь, двигаясь вдоль борта карьерной выемки, перемещает породу в выработанное пространство. При большой ширине карьерной выемки магистральный конвейер и отвалообразователь периодически передвигаются, а поперечный - наращивается.