ГОСТ Р ИСО 3471-2009 Машины землеройные. Устройства защиты при опрокидывании. Технические требования и лабораторные испытания

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 опорная плита (стенд) (bedplate): Основной несущий элемент, на котором закрепляется рама машины с целью проведения испытаний.

3.2 граничная плоскость (ВР) (boundary plane): Плоскость, определяющая вертикальную проекцию спины, бока, колен оператора на DLV.

Примечание - Граничные плоскости используются при определении точки приложения нагрузки.

3.3 объем ограничения деформации (DLV) (deflection-limiting volume): Фигура с прямоугольными очертаниями, по размерам приблизительно соответствующая антропометрическим данным оператора (мужчина высокого роста в положении сидя в обычной одежде и защитном шлеме) и определяющая предельно допустимую деформацию.

Примечание - См. ИСО 3164.

3.4 деформация ROPS (deflection of ROPS): Перемещение ROPS, монтажной системы и секции рамы, измеренное в точке приложения нагрузки (LAP) и исключающее эффект любого перемещения средств измерения.

3.5 устройство защиты от падающих объектов (FOPS) (falling-object protective structure): Система конструктивных элементов, расположенных таким образом, чтобы обеспечить защиту оператора от падающих предметов (например, деревьев, кусков скальной породы, небольших бетонных блоков, инструмента).

3.6 верхняя часть DLV (head portion of DLV): Верхняя часть прямоугольной секции DLV, в пределах от 270 до 330 мм, размеры которой определяются в соответствии с ИСО 3164.

3.7 боковая имитируемая наземная плоскость LSGP (lateral simulated ground plane): Плоскость, повернутая на угол 15° в сторону удаления от DLV, на которую ложится бок машины.

Примечание - Образуется при повороте вертикальной плоскости, параллельной продольной осевой линии машины, относительно горизонтальной линии, проходящей через наиболее удаленную точку верхнего элемента ROPS, к которому приложена боковая нагрузка (см. рисунок 6). LSGP определяется для ненагруженного ROPS и перемещается вместе с элементом, к которому приложена нагрузка, до угла 15° относительно вертикали.

3.8 устройство распределения нагрузки LDD (load distribution device): Устройство, используемое для предотвращения местного проникновения элементов ROPS в точке приложения нагрузки (LAP).

3.9 точка приложения нагрузки LAP (load application point): Точка (или точка в определенном диапазоне) на структуре ROPS, к которой прикладывается сила () испытательной нагрузки.

3.10 рама машины (machine frame): Основное металлическое шасси или главные несущие нагрузку элементы машины, которые выходят за пределы ее основной части и на которые непосредственно монтируется ROPS.

3.11 монтажные элементы (mounting system): Все кронштейны, сварные узлы, соединения и другие устройства, которые обеспечивают крепеж ROPS к раме машины.

3.12 образец для испытаний (representative specimen): ROPS, монтажные узлы и рама машины (полностью или частично), используемые для испытаний, материалы для которых могут выбираться в соответствии со спецификацией изготовителя продукции.

3.13 устройство защиты от опрокидывания ROPS (roll over protective structure): Система конструктивных элементов, предназначенная для уменьшения риска нанесения повреждений оператору в случае опрокидывания управляемой им машины при условии применения ремней безопасности.

Примечание 1 - См. рисунки 1-5 и [1].

Примечание 2 - По возможности включая такие элементы, как подрамник, кронштейн, опора, болт, шпилька, подвеска или амортизатор

Примечание 3 - Ненагруженные элементы (стойки) во внимание не принимают.

3.13.1 трубчатый каркас (rollbar ROPS): ROPS, имеющее одну или две стойки, каркасные или собранные из отдельных деталей и не имеющие консольных конструктивных элементов.

3.13.2 одностоечное ROPS (двухстоечное) ROPS [one-post (two-post) ROPS]: ROPS, имеющее одну или две стойки, каркасные или собранные из отдельных деталей и один или два консольных воспринимающих нагрузку конструктивных элемента.

3.13.3 многостоечное ROPS (multiple-post ROPS): ROPS, имеющее более двух стоек, каркасных или собранных из отдельных деталей, соединенных конструктивными элементами, воспринимающими нагрузку.

Примечание - Оно может содержать нагруженные консольные конструктивные элементы.

3.14 конструктивный элемент ROPS (ROPS structural member): Элемент, выполненный из металла, воспринимающий нагрузку или поглощающий энергию.

3.15 имитируемая наземная плоскость SGP (simulated ground plane): Плоскость, имитирующая плоскую поверхность грунта, на которую ложится машина после опрокидывания.

3.16 соединительная муфта S (Socket S): Элемент, воспринимающий сосредоточенную нагрузку устройства распределения нагрузки (LDD).