3.4.1 суммарные потери : Потери, представляющие собой разницу между входной и выходной мощностью, равную сумме постоянных (см. 3.4.2) и переменных потерь (см. 3.4.4), дополнительных переменных потерь (см. 3.4.5), а также потерь в цепи возбуждения (см. 3.4.3).
3.4.2 Постоянные потери
3.4.2.1 постоянные потери : Сумма потерь в стали, трения и вентиляционных потерь.
3.4.2.2 потери в стали : Потери в активных частях стали и дополнительные потери холостого хода в других металлических деталях.
3.4.2.3 Трение и вентиляционные потери
3.4.2.3.1 потери трения: Потери на трение в подшипниках и щеточно-коллекторном узле (если они не зависят от скорости), исключая любые потери в независимой системе смазки. Потери в подшипниках должны быть установлены отдельно, независимо от того, поставляются ли они с машиной. Потери в подшипниках зависят от их рабочей температуры, типа масла и его температуры.
Примечание 1 - Когда имеются потери в независимой системе смазки, они должны быть учтены отдельно.
Для вертикальных машин потери в упорных подшипниках должны быть определены без учета внешних осевых нагрузок.
Примечание 2 - Дополнительные потери от внешней осевой нагрузки могут быть определены отдельным соглашением, которое должно включать величину осевой нагрузки, температуру подшипников, тип масла и его температуру.
Примечание 3 - Потери трения от осевой нагрузки могут быть определены отдельным соглашением.
Если в испытуемой машине используется прямое охлаждение подшипников, потери распределяются между данной машиной и другой, соединенной с ней механически, например турбиной, пропорционально массам их вращающихся деталей. Если нет прямого охлаждения, то распределение потерь должно быть определено эмпирическими формулами по отдельному соглашению.
3.4.2.3.2 вентиляционные потери: Суммарные потери от аэродинамического трения во всех частях машины, включая энергию, потребляемую вентиляторами, установленными на валу, и двигателями независимой вентиляции, установленными на машине.
Примечание 1 - Потери в независимой вентиляционной системе должны быть приведены отдельно.
Примечание 2 - Для машин, косвенно или непосредственно охлаждаемых водородом, см. МЭК 60034-1.
3.4.3 Потери в цепи возбуждения
3.4.3.1 потери в цепи возбуждения : Сумма потерь в обмотке возбуждения (см. 3.4.3.2), потерь в возбудителе (см. 3.4.3.3) и для синхронных машин электрические потери щеточного узла (см. 3.4.3.5), если они есть.
3.4.3.2 потери в обмотке возбуждения : Потери, равные произведению тока возбуждения на напряжение возбуждения .
3.4.3.3 потери в возбудителе : Потери, определяющиеся для различных систем возбуждения следующим образом:
а) возбудитель на валу машины
Потери в возбудителе - мощность, потребляемая валом возбудителя (за вычетом потерь на трение и сопротивление воздуха), плюс мощность , потребляемая возбудителем от независимого источника, минус полезная мощность, которую возбудитель обеспечивает на своих выходных клеммах. Полезная мощность на выходных клеммах возбудителя равна потерям в обмотках возбуждения питаемой им машины согласно 3.4.3.2 в сумме (в случае синхронной машины) с электрическими потерями в щеточном узле согласно 3.4.3.5.
Если возбудитель может быть отсоединен и испытан отдельно, то его потери могут быть определены в соответствии с 5.3.
Если возбудитель использует отдельные вспомогательные источники питания, то их потребляемая мощность должна быть включена в потери возбудителя, если только она не учтена уже в потреблении основной машины;
б) бесщеточный возбудитель
Потери, равные мощности, потребляемой валом возбудителя, за вычетом потерь на трение и сопротивление воздуха (если соответствующее испытание проведено на соединенной с возбудителем машине) плюс мощность , потребляемая от независимого источника обмоткой возбуждения возбудителя или статора, если возбудитель - асинхронная машина, минус полезная мощность, которую возбудитель обеспечивает на своих выходных клеммах.
Во всех случаях, когда возбудитель использует отдельные вспомогательные источники питания, их потребляемая мощность должна быть включена в потери возбудителя, если только она не учтена уже в потреблении основной машины.
Если возбудитель может быть отсоединен и испытан отдельно, то его потери могут быть определены в соответствии с 5.3;
в) независимый электромашинный возбудитель
Потери в возбудителе - разница между суммарной мощностью, потребляемой приводным двигателем, всеми вспомогательными источниками питания приводного двигателя и возбудителя, и полезной мощностью возбуждения согласно 3.4.3.2 и 3.4.3.4. Потери возбудителя могут быть определены согласно 5.3;