Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 53813-2010 Двигатели автомобильные. Шатуны. Технические требования и методы испытаний

     3 Технические требования

3.1 Шатуны изготавливают в соответствии с требованиями настоящего стандарта и конструкторской документации (КД), утвержденной в установленном порядке.

3.2 Шатуны (и их крышки) изготавливают из сталей марок: 40 (селект), 40Р, 45Р, 45 по ГОСТ 1050; 40Г, 45Г2, 40Х, 40ХН, 40ХФА, 40ХН2МА по ГОСТ 4543.

В технически обоснованных случаях допускается применение других марок сталей, по физико-механическим свойствам не уступающих перечисленным.

3.3 Шатуны (и их крышки) должны быть термически обработаны и иметь твердость, установленную в КД. Разброс твердости по одному шатуну (и крышке) не должен превышать 40 единиц НВ.

3.4 При необходимости повышения усталостной прочности шатунов допускается производить обработку на поверхности дробью или другими методами.

3.5 Макроструктуру металла в продольном разрезе шатуна характеризуют направлением волокон вдоль его контура, по тавру и местам перехода в головки без петель и обрывов.

В технически обоснованных случаях, оговариваемых в КД, при одновременной штамповке группы шатунов допускается расположение волокон под углом к оси стержня шатуна.

При механической обработке допускается перерезание волокон, оговариваемое в КД.

3.6 Микроструктура металла шатунов, проверяемая по сечению тавра у поршневой головки шатуна, представляет собой равномерную структуру сорбита без включений феррита.

У необработанной поверхности толщину обезуглероженного слоя устанавливают в КД. Наличие заштампованной окалины не допускается.

3.7 Обработанные поверхности должны быть чистыми, без заусенцев, черновин, раскатанных пузырей, трещин и прижогов, видимых невооруженным глазом.

Допускаются забоины и вмятины на необработанных поверхностях, а также на торцах головок и бобышек для подгонки по весу, количество и глубину которых устанавливают в КД.

На необрабатываемых поверхностях шатуна (и крышки) не допускаются:

- трещины, закаты, плены, раскатанные пузыри;

- окалины и коррозионные разрушения, видимые невооруженным глазом.

Допускается исправление дефектов методом зачистки. Способ зачистки устанавливают в КД на шатуны.

Исправление дефектов вырубкой не допускается.

3.8 Дефекты в шатунах, получившиеся вследствие незаполнения штампа металлом (кроме бобышек для подгонки по весу), не допускаются.

3.9 Шероховатость обработанных поверхностей не должна быть более числовых значений параметра Ra по ГОСТ 2789:

- 1,25 мкм - для поверхности отверстия под вкладыши в кривошипной головке шатуна;

- 0,63 мкм - для поверхности отверстия под поршневой палец, устанавливаемый с зазором в поршневой головке шатуна;

- 1,25 мкм - для торцевых поверхностей кривошипной головки шатуна, контактирующих с поверхностями вала или смежного шатуна;

- 1,60 мкм - для поверхности отверстия под поршневой палец, устанавливаемый с натягом в поршневой головке шатуна.

Шероховатость торцов крышки, которые занижены по ширине и не контактируют с поверхностями коленчатого вала или смежного шатуна, устанавливают в КД.

3.10 Отклонение от параллельности осей отверстия под вкладыши в кривошипной головке и отверстия под поршневой палец в поршневой головке шатуна не должно превышать 0,08 мм на длине 100 мм, перекос осей отверстий не должен превышать 0,08 мм на длине 100 мм при установке пальца с зазором и от 0,08 до 0,12 мм на длине 100 мм при установке пальца с натягом.

3.11 Торцы кривошипной головки шатуна должны быть взаимно параллельны в пределах допуска на ширину головки и перпендикулярны поверхности отверстия под вкладыши в ней.

Отклонение от перпендикулярности не должно превышать 0,08 мм на длине 100 мм и должно проверяться относительно поверхности базового торца.

3.12 Конусообразность, бочкообразность, седлообразность и овальность отверстия под втулку и поршневой палец, устанавливаемый с натягом в поршневой головке шатуна, не должны превышать 0,0150 мм, а отверстия втулки, запрессованной в поршневую головку шатуна, после окончательной обработки - 0,0025 мм.