ГОСТ Р 53818-2010
Группа Д25
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Автомобильные транспортные средства
ГРУЗЫ БАЛАНСИРОВОЧНЫЕ КОЛЕС
Технические требования и методы испытаний
Vehicles. Wheel balancing weights. Technical requirements and test methods
ОКС 43.040.50
ОКП 45 0000
Дата введения 2010-09-15
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 июля 2010 г. N 146-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Настоящий стандарт распространяется на балансировочные грузы, предназначенные для установки на ободья автомобильных колес с пневматическими шинами с целью устранения дисбаланса.
Стандарт устанавливает требования к основным типам балансировочных грузов.
Стандарт не распространяется на балансировочные грузы для колес с регулируемым давлением воздуха в шинах и спицевых колес мотоциклов.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 8.568-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения
ГОСТ Р 50779.30-95 Статистические методы. Приемочный контроль качества. Общие требования
ГОСТ Р 53824-2010 Автомобильные транспортные средства. Колеса неразборные. Технические требования и методы испытаний
ГОСТ Р ИСО 2859-1-2007 Статистические методы. Процедуры выборочного контроля по альтернативному признаку. Часть 1. Планы выборочного контроля последовательных партий на основе приемлемого уровня качества
ГОСТ Р ИСО/ТО 8550-1-2007 Статистические методы. Руководство по выбору и применению систем статистического приемочного контроля дискретных единиц продукции в партиях. Часть 1. Общие требования
ГОСТ 209-75 Резина и клей. Методы определения прочности связи с металлом при отрыве
ГОСТ 3778-98 Свинец. Технические условия
ГОСТ 9013-59 (ИСО 6508-86) Металлы. Метод измерения твердости по Роквеллу
ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 балансировочный груз: Груз, предназначенный для установки на ободья автомобильных колес с пневматическими шинами с целью устранения дисбаланса.
3.2 прижимная пружина: Пружина, предназначенная для закрепления балансировочного груза на ободе колеса.
3.3 клеевая основа: Основа, предназначенная для установки балансировочного груза на ободьях колес из легких сплавов.
4.1 Балансировочные грузы, предназначенные для устранения дисбаланса колес с пневматическими шинами автомобилей, в зависимости от способа установки их на ободья колес автомобилей, изготавливают двух видов:
а) балансировочные грузы с прижимной пружиной, предназначенные для установки на ободья стальных колес и колес из легких сплавов;
б) балансировочные грузы с клеевой основой, предназначенные для установки на ободья колес из легких сплавов.
4.2 Классификация балансировочных грузов с прижимной пружиной по типам* и их исполнениям приведена в таблице 1.
_______________
* Балансировочные грузы каждого типа могут иметь одну или две пружины.
Таблица 1
Тип | Исполнение |
Р - разъемный | РА - для монтажа на бортовые закраины глубоких ободьев с условным обозначением номинального посадочного диаметра 12, 13, 14, 15, 16 для легковых и грузовых автомобилей малой грузоподъемности; РБ - для монтажа на бортовую закраину разборных ободьев с условным обозначением номинального посадочного диаметра 15, 18, 20, 22,5 для грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, прицепов и полуприцепов. Эти балансировочные грузы могут быть использованы также для монтажа на отъемную бортовую закраину ободьев, состоящих из двух или трех частей; РВ - для монтажа на отъемную бортовую закраину разборных ободьев с условным обозначением номинального посадочного диаметра 15, 18, 20, 22,5 для грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, прицепов и полуприцепов |
Н - неразъемный | НА - для монтажа на бортовую закраину глубоких ободьев с шириной профиля по ГОСТ Р 53824 с условным обозначением номинального диаметра 12, 13, 14, 15, 16 для легковых и грузовых автомобилей малой грузоподъемности; НБ - для монтажа на бортовую закраину разборных ободьев с условным обозначением номинального диаметра 15, 18, 20, 22,5 для грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, прицепов и полуприцепов |
4.3 Размеры балансировочных грузов в исполнении РА должны соответствовать рисунку 1 и таблице 2.
Рисунок 1
Таблица 2
Наименование размера | Размеры балансировочных грузов, мм, при их массе, г, имеющей предельные отклонения ±2 г | |||||
20; 30 | 40; 50; 60*; 75*; 100* | |||||
Ширина прижимной пружины , не менее | 10 | 15 | ||||
Толщина бортовой закраины обода, не более | 2,5 | 3,6 | 4,0 | 5,0 | 6,0** | |
Посадочный зазор , не более | 1,8 | 2,5 | 3,0 | 3,5 | 5,2** | |
Ширина профиля груза , не более | 11 | |||||
Высота профиля груза , не более | 16 | |||||
Радиус профиля груза 0,5 | 8 | |||||
Наружный радиус груза 15 | 195 | |||||
* Для стальных и чугунных грузов допускается предельное отклонение массы ±5 г. ** Размеры для колес из легких сплавов. |
4.4 Размеры балансировочных грузов в исполнении РБ должны соответствовать рисунку 2 и таблице 3.
Рисунок 2
Таблица 3
Наименование размера | Размеры балансировочных грузов, мм, при их массе, г, имеющей предельные отклонения ±5 г* | |||
100; 125; 150; 200; 250; 300 | ||||
Толщина бортовой закраины обода, не более | 6,0 | 7,0 | 8,0 | 8,5 |
Посадочный зазор , не более | 4,5 | 5,0 | 5,5 | 6,0 |
Ширина прижимной пружины , не менее | 20 | |||
Ширина профиля груза , не более | 20 | |||
Высота профиля груза , не более | 26 | |||
Радиус профиля груза 1,5 | 12 | |||
Наружный радиус груза 10 | 290 | |||
* Для стальных и чугунных грузов допускается предельное отклонение массы ±10 г. |
4.5 Размеры балансировочных грузов в исполнении РВ должны соответствовать рисунку 3 и таблице 4.
Рисунок 3
Таблица 4
Наименование размера | Размеры балансировочных грузов, мм, при их массе, г, имеющей предельные отклонения ±5 г* | |||
100; 150; 200; 250 | 300; 400 | |||
Количество прижимных пружин | 1 | 2 | ||
Расстояние между прижимными пружинами ±5 | - | 55 | ||
Толщина отъемной бортовой закраины обода, не более | 6,0 | 7,0 | 8,0 | |
Посадочный зазор , не более | 4,5 | 5,0 | 5,5 | |
Ширина прижимной пружины , не менее | 20 | |||
Ширина профиля груза , не более | 18 | |||
Высота профиля груза , не более | 25 | |||
Радиус профиля груза: | ||||
0,5 | 5 | |||
0,5 | 18 | |||
Наружный радиус груза 10 | 290 | |||
* Для стальных и чугунных грузов допускается предельное отклонение массы ±10 г. |