Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 52867-2007 Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Примеры применения ГОСТ Р ИСО 14041 для определения цели, области исследования и проведения инвентаризационного анализа

     4 Примеры различения функций сравнительных систем

4.1 Содержание стандарта

В тексте ГОСТ Р ИСО 14041 указано следующее.

В пункте 5.3.2:

"Базовый поток используют для расчета входных и выходных потоков системы. Сравнения систем проводят на основе одной и той же функции, количественно оцениваемой одной и той же функциональной единицей в виде их базовых потоков.

Если дополнительные функции любой из этих систем при сравнении функциональных единиц не учитывают, такие допущения должны быть задокументированы. Например системы А и В выполняют функции и , которые представлены выбранной функциональной единицей, однако система А выполняет также функцию , которая не представлена в функциональной единице. Следует документально зафиксировать, что функция исключена из функциональной единицы. Как вариант, системы, связанные с выполнением функции , могут быть включены в границы системы В, чтобы сделать системы более сравнимыми. В таких случаях выбранные процессы должны быть задокументированы и обоснованы".

4.2 Общее представление

При сравнении продукционных систем особое внимание следует уделять подтверждению того, что сравнение проводится на основе одной и той же функциональной единицы и эквивалентных условий принятия решения, таких как рабочая характеристика, границы системы, качество данных, методы распределения, правила принятия решений по оценке входных и выходных данных. В настоящем разделе приведено описание некоторых возможных подходов с иллюстрацией в виде примеров. Общие этапы, которые должны быть выполнены в процессе сравнительных исследований, указаны на рисунке 2.


Рисунок 2 - Общие этапы в процессе сравнительных исследований

4.3 Идентификация и выбор функций

Определение функциональной единицы взаимосвязано с целью исследования. Если цель - сравнение продукционных систем, то особое внимание следует обратить на гарантию того, что сравнение является достоверным, дополнительные функции выявлены и описаны, а также учтены все функции, которые имеют отношение к цели исследования.

Пример 1 - В исследование менеджмента отходов следует включить дополнительно функции, с помощью которых повторно используют отходы (т.е. функции, выполняемые системами для снабжения повторно используемыми материалами или энергией).
     
     Пример 2 - В исследование электрооборудования бытового назначения следует включить потери тепла, подаваемого в здание, в котором работает данное оборудование, так как это влияет на интенсивность необходимого отопления и/или охлаждения.


При поведении сравнительных исследований выбор функций становится еще более важным, чем при исследовании без сравнения. Проиллюстрируем это на примере функций, приведенных в таблице 3:

- для бутылок исключение функции внешнего вида упаковки может привести к простому сравнению упаковок, которые с технической стороны подобны (т.е. содержат одинаковое количество напитка), но которые изготовители или потребители не признают аналогичными;

- для систем, предназначенных для сушки рук, исключение гигиенической функции будет неприемлемым, например в пищевой промышленности, где способность полотенец для рук удалять бактерии считают преимуществом, не позволяющим сравнивать их с обычными электрическими системами для сушки.

4.4 Эквивалентность базовых потоков

Функциональная единица в примере с краской (см. раздел 3) представляет собой "окраску 20 м поверхности стены краской типа А, обладающей уровнем непрозрачности 98% и долговечностью 5 лет". Эта функциональная единица может быть представлена несколькими разными базовыми функциями:

- 2,3 л краски А;

- 1,9 л краски В;

- 1,7 л краски С и т.д.

Эти базовые потоки должны быть определены по результатам испытания в стандартных условиях, касающихся, например, типа поверхности и уровня непрозрачности (покрывающей способности) краски.

Стандартный режим испытания и методы измерений должны соответствовать предусмотренному сравнению. На примере сушки рук (см. таблицу 3) видно, что недопустимо использовать стандартизованное испытание на основе таких технических свойств бумаги, как масса, интенсивность впитывания и предел прочности на разрыв, если действительная масса использованной бумаги зависит от конструкции раздаточного устройства. Более подходящей мерой в этом случае будут данные, собранные путем взвешивания бумаги в начале и в конце периода, в течение которого с помощью электронных систем наблюдения для моющих раковин определятся количество высушенных рук. Таким образом, технические требования к электрической сушке для рук, например объем воздуха и его температура, могут быть неуместными в качестве основы для определения ее базовой функции, если фактическое время работы этого устройства зафиксировано с помощью, например, встроенного таймера. Поэтому для исследования необходимо определить только рабочее время и электрическую мощность оборудования.

В примере с лампочкой (см. таблицу 3) функциональная единица "300 лк в течение 50000 ч" может быть обеспечена следующим образом:

- пятикратным использованием трех лампочек по 100 лк со сроком службы 10000 ч каждая или

- десятикратным использованием двух лампочек по 150 лк со сроком службы 5000 ч каждая.

Исходные условия сравнения трех лампочек по 100 лк с двумя лампочками по 150 лк следующие:

- световой спектр лампочек двух типов является сравнимым (или разница является приемлемой для пользователя);

- три или две лампочки соответственно могут быть расположены таким образом, что распределение света является одинаковым (или разница является приемлемой для пользователя);

- свойства патронов и другие свойства влияют на работоспособность (в этом случае их необходимо включить в процесс сравнения).