7.1.1. Рабочее место, где производится монтаж подшипниковых узлов, должно быть чистым и оснащено необходимыми приспособлениями и оборудованием. Монтаж подшипниковых узлов на полу запрещается.
К монтажу допускаются прошедшие осмотр подшипники, лабиринтные, упорные и закрепительные кольца, оси, валы, корпуса и другие детали, признанные годными к эксплуатации. Собранные узлы, но еще не закрытые крышками, должны быть надежно укрыты от возможного попадания загрязнений и влаги.
7.1.2. Приемщики локомотивов в депо, начальники ОТК и инспектора-приемщики МПС на локомотиворемотных и ремонтных заводах обязаны повседневно контролировать выполнение требований настоящей Инструкции при сборке узлов с подшипниками качения.
7.1.3. Детали подшипниковых узлов, устанавливаемые на шейку оси (вал) с натягом, непосредственно перед посадкой подвергать нагреву. Внутренние кольца и подшипники нагревать до температуры 100-120 °С.
Для нагрева колец и подшипников можно использовать электропечи, сушильные шкафы или другие нагреватели с автоматическим контролем температуры. При нагреве в масляной ванне контроль за температурой обязателен. Специальные индукционные нагреватели с автоматическим контролем температуры в обязательном порядке должны иметь демагнетизатор.
7.1.4. Внутренние кольца подшипников, за исключением посадки на закрепительной втулке, лабиринтные, закрепительные и упорные кольца подбирать по натягу в соответствии с установленными нормами.
7.1.5. Перед посадкой упорных, лабиринтных и внутренних колец шейки смазать тонким слоем минерального масла (например, веретенного АУ, индустриального 50), за исключением случаев, когда кольца нагревают в масляной ванне, а также при посадке внутренних колец с полимерным покрытием.
7.1.6. Кольца с полимерным покрытием нагревать в масляной ванне запрещается.
Шейку оси или вала перед посадкой колец с полимерным покрытием покрыть слоем вещества, предупреждающего склеивание кольца с шейкой в процессе эксплуатации подшипника. В качестве предохранительного покрытия применять коллоидный графит, дисульфит молибдена, 5%-ный раствор силиконового каучука в толуоле или 5%-ный раствор жидкости ГКЖ-94 в бензине. Предохранительное покрытие наносить на шейку тампоном.
Постановка колец с полимерным покрытием на незащищенные от склеивания с ними шейки запрещается.
7.1.7. Для облегчения монтажа допускается подогрев корпусов подшипниковых узлов до температуры 50-70 °С при посадке их на смонтированные на шейке подшипники или при монтаже подшипников в корпус.
7.1.8. До монтажа подшипников на шейку установить задние лабиринтные или упорные кольца, если они предусмотрены конструкцией.
Посадку лабиринтных и упорных колец на ось или вал производить с упором в торец предпоступичной части оси, заплечик вала или в детали, стоящие за ними на валу. При посадке с натягом нагретое кольцо по мере его остывания подбивать ударами (надетой на шейку) монтажной втулки (рис.7.1) по торцу кольца до получения чистого металлического звука или прижать кольцо с помощью монтажной втулки (стакана) и торцовой гайки.
Рис.7.1. Монтажная втулка
7.1.9. После полного остывания лабиринтного кольца и шейки оси специальным прибором (рис.7.2) проверить биение (перекос) упорного торца лабиринтного кольца относительно шейки оси. Проверку биения производить по двум диаметральным (взаимно перпендикулярным) направлениям. Перекос в каждом направлении более 0,05 мм не допускается.
Рис.7.2. Прибор для проверки перпендикулярности лабиринтного кольца на оси колесной пары:
1 - корпус приспособления с опорами; 2 - ручка; 3 - индикатор; 4 - винт
7.1.10. При установке на шейку оси (вала) подшипников качения как внутренние, так и наружные кольца (за исключением внутренних однобортовых колец цилиндрических роликовых подшипников) должны быть обращены торцами с клеймами наружу узла (к концу шейки). На средней части оси подшипники устанавливать клеймами в сторону середины оси.
7.1.11. До закладки пластичной смазки рабочие поверхности колец подшипников и сепаратор покрыть тонким слоем чистого минерального масла (например, веретенного АУ, индустриального 50, авиационного МС-14), многократно проворачивая сепаратор с роликами в наружном кольце. При закладке пластичной смазки в подшипник продавливать ее между роликами и сепаратором и между сепаратором и бортами наружного кольца. В уплотнения и свободное пространство узлов смазку заложить в соответствии с Инструкцией по применению смазочных материалов на локомотивах и моторвагонном подвижном составе.
7.1.12. Данные о монтаже подшипниковых узлов занести в журнал монтажа подшипников качения формы ТУ-93 (приложение 10) с обязательным заполнением всех его граф.
7.1.13. Подшипники комплектовать из деталей одного завода (фирмы), так как детали отечественных и зарубежных подшипников, как правило, невзаимозаменяемы. Допускается установка в одном узле двух подшипников различных фирм в случае полной взаимозаменяемости по техническим характеристикам (габаритные размеры, группа радиального зазора и т.д.) базового и примененного аналога.