6.3.1. Радиальный зазор подшипника определяется как среднее арифметическое значение двух измерений зазора по двум взаимно перпендикулярным направлениям в радиальной плоскости подшипника (при неизменном относительном угловом положении колец) или трех измерений после каждого поворота на 120° наружного кольца относительно неподвижного внутреннего кольца.
6.3.2. Радиальный зазор цилиндрических подшипников определять на приспособлении (рис.6.3) по индикатору с ценой деления 0,01 мм. Для измерений внутреннее кольцо подшипника укрепить на плите конусной шайбой и гайкой. Наконечник индикатора, расположенного горизонтально, упереть во внешнюю поверхность наружного кольца подшипника. Разность показаний стрелки индикатора при перемещении наружного кольца поочередно к наконечнику индикатора и от него будет соответствовать радиальному зазору подшипника. Перемещение кольца производить без приложения значительного усилия на рукоятку.
Рис.6.3. Приспособление для измерения радиального и осевого зазоров подшипников:
1 - роликовый подшипник; 2 - гайка; 3 - конусная шайба; 4 - индикатор; 5 - стойка; 6 - основание; 7 - вал с эксцентриками; 8 - рукоятка; 9 - стержень
При измерении радиального зазора подшипника можно пользоваться также приспособлением, изображенным на рис.6.4, и другими аналогичными.
Рис.6.4. Приспособление для измерения радиального зазора подшипника (ПР2205.01 ПКБ ЦТ МПС):
1 - плита; 2 - эксцентрик; 3 - валик; 4 - конусная шайба; 5 - индикатор; 6 - стойка; 7 - рычаг
Радиальный зазор цилиндрических подшипников, которые не устанавливаются на приспособлении, измерять щупом. Для этого подшипник свободно подвешивать на специальной стойке (рис.6.5) или на горизонтально установленном отрезке вала (трубы). Зазор измерять в нижней части подшипника путем последовательного протаскивания пластинок щупа различной толщины между нижним роликом и дорожкой качения внутреннего кольца. При измерении количество пластин в наборе не должно быть более трех. Накатывание роликов на щуп не допускается.
Вид по А
Рис.6.5. Стойка для проверки радиальных зазоров роликовых подшипников:
1 - плита; 2 - вертикальная стойка; 3 - труба для установки подшипников
6.3.3. В случаях оставления внутренних колец цилиндрических подшипников на оси (валу) контрольную проверку щупом посадочных радиальных зазоров (при посаженном внутреннем кольце) и осевого разбега производить непосредственно на этих кольцах. Допускается для определения посадочного радиального зазора измерения зазора производить на приборах по эталонному кольцу с последующим учетом поправки на различие диаметра дорожки качения эталонного кольца и кольца (посаженного на шейку), для которого подбирается блок подшипника.
6.3.4. Радиальный зазор сферических подшипников измерять щупом. Для этого подшипник поставить на стол и в верхней его части измерить зазор между дорожкой качения наружного кольца и роликами. Для удержания роликов в одной плоскости с наружным кольцом на его внешнюю поверхность положить ладонь так, чтобы пальцы попали на торцы роликов и внутреннее кольцо. При измерении следить за тем, чтобы ролики с сепараторами не принимали наклонного положения относительно наружного кольца.
6.3.5. Замеренные величины радиальных зазоров следует записать цветными карандашами на поверхности соответствующих наружных колец подшипников или на бирке, прикрепленной к подшипнику.
Новые и бывшие в эксплуатации сферические и цилиндрические подшипники с величиной радиального зазора, выходящей за пределы допусков, указанных в приложениях 1-4, к монтажу не допускаются.