6.2.1. Для выявления дефектов промытые подшипники и закрепительные втулки тщательно осмотреть. Неисправные подшипники оставить для ремонта. Осмотру и проверке подвергать все подшипники, как бывшие в эксплуатации, так и новые.
При осмотре подшипников целесообразно пользоваться приспособлением, показанным на рис.6.1.
Рис.6.1. Приспособление для осмотра подшипников:
1 - опорные ролики; 2 - кронштейны; 3 - вращающаяся планшайба; 4 - шарики; 5 - опорное кольцо; 6 - стол
Запрещается сдавать в металлолом годные детали забракованных подшипников. Эти детали использовать при ремонте подшипников.
Характерные повреждения, с которыми подшипники не допускаются к дальнейшей эксплуатации, и способы их исправления приведены в разделе 8.
6.2.2. У цилиндрических роликовых подшипников особое внимание обращать на поверхности дорожек качения и бортов. У внутренних колец, снятых с шейки оси и новых, проверять наличие плавного перехода от фасок к образующей посадочной поверхности. При осмотре бортовых колец подшипников и приставных упорных фасонных колец особое внимание уделять кольцевым выточкам, где могут возникать трещины.
При клепаном сепараторе состояние поверхности качения наружного кольца, закрытого роликами и сепаратором, оценивать по состоянию роликов и внутреннего кольца. Если на дорожке качения наружного кольца есть раковины, то на роликах и дорожке качения внутреннего кольца подшипника будут резко выраженные вмятины. Эти повреждения также можно обнаружить и по ненормальному шуму (стуку) в подшипнике при проворачивании сепаратора с роликами относительно наружного (закрытого) кольца.
У сепараторов проверить, нет ли трещин в местах сопряжения перемычек с основанием, недопустимых износов, ослабленных или оборванных заклепок. Ослабление заклепок определять остукиванием.
Осмотр роликов выполнять путем проворачивания каждого из них. У беззаклепочных сепараторов проверить отсутствие выпадания роликов из-за повреждения чеканки. Осмотр роликов на таких подшипниках можно производить после выемки их из подшипника, обеспечивая сохранность комплекта роликов. При случайном смешивании роликов из разных подшипников произвести их подборку по размерам в соответствии с требованиями раздела 9.
6.2.3. Для осмотра сферических подшипников внутреннее кольцо с сепараторами и роликами необходимо повернуть по отношению к наружному кольцу на 45-90°. Для осмотра дорожек качения внутреннего кольца из подшипника сначала вынуть ролик из одного ряда. Для этого ролик надо поставить против выемки в бортике внутреннего кольца и вынуть с помощью специального приспособления (рис.6.2) или под ролик подвести медный или латунный стержень (сплюснутый наподобие отвертки), которым ролик поднять на край выемки. После этого вторым таким же стержнем ролик вытолкнуть из сепаратора (стержень вставить между сепаратором и торцом ролика). При удалении ролика необходимо следить за тем, чтобы он скользил по медному стержню, а не по острому краю выемки бортика внутреннего кольца.
Рис.6.2. Приспособление для выемки роликов из сферических подшипников
После выемки ролика необходимо, медленно провертывая внутреннее кольцо и придерживая сепаратор, проверить состояние дорожки качения и бортов внутреннего кольца.
При постановке ролика в подшипник выемку на бортике внутреннего кольца установить против свободного гнезда сепаратора, и легкими ударами медной оправки (или рукой) ввести ролик на свое место.
После постановки ролика на место повторить такую же операцию и по второму ряду подшипника.
У сепараторов осмотреть места перехода перемычек в его тело с целью выявления трещин. При осмотре обращать внимание на износы и деформации в сепараторе, при наличии которых ролики могут набегать на внешние (нерабочие) борты внутреннего кольца и выпадать из подшипника, а также затруднять после осмотра постановку (поворот) внутреннего кольца с роликами в нормальное (рабочее) положение.
Поворачивая каждый ролик вокруг своей оси, определить состояние его поверхности.
6.2.4. У шариковых подшипников тщательно проверить, нет ли на кольце выкрашиваний и трещин. При клепаных сепараторах проверить, нет ли в них ослабленных или оборванных заклепок.
О состоянии дорожек качения колец и шариков подшипника судят по смазке, извлеченной из подшипника перед его промывкой. Если есть раковины и шелушение на указанных деталях, то в смазке имеются ощутимые частицы металла. О наличии этих дефектов на дорожках качения колец свидетельствуют также вмятины на поверхности шариков и резкие отклонения стрелки индикатора при проверке биения подшипника на приборе.
6.2.5. При каждом капитальном ремонте локомотивов производить магнитное дефектоскопирование всех деталей подшипников качения. У подшипников с заклепочными сепараторами дефектоскопирование производится только в случаях, когда подшипник разбирается для ремонта. При осмотре и ремонте этих подшипников без разборки дефектоскопированию подвергаются только детали, свободно вынимающиеся из подшипника.
Для намагничивания деталей применять дефектоскопы, обеспечивающие циркулярное и полюсное намагничивание с последующим размагничиванием.
6.2.6. В собранном состоянии подшипник качения должен провертываться легко, без заедания и торможения. При неудовлетворительных результатах проверки на легкость вращения произвести повторную промывку подшипника в бензине с маслом и повторную проверку на легкость вращения. Если и в этом случае будет получен отрицательный результат, подшипник разобрать для выявления и устранения причин его ненормального вращения.
6.2.7. Комплектовку подшипников качения с сопрягаемыми деталями производить в соответствии с нормами, данными в приложении по радиальным зазорам и осевым разбегам, а при горячей посадке - и по натягам посадки внутренних колец на ось или вал.
6.2.8. Для обеспечения правильной комплектовки подшипников и оценки их состояния у бывших в эксплуатации и новых подшипников до их монтажа в узел произвести следующие измерения: