Статус документа
Статус документа

Инструкция по техническому обслуживанию и ремонту узлов с подшипниками качения локомотивов и моторвагонного подвижного состава

5.4. Разборка якорных подшипниковых узлов тяговых электродвигателей

5.4.1. Для подготовки тягового электродвигателя к разборке подшипниковых узлов установить его на кантователе или стеллаже горизонтально.

После спрессовки шестерен, до выемки подшипникового щита и якоря из остова, снять детали с торцового крепления подшипников или лабиринтные кольца с обеих сторон двигателя. Последние снимать с помощью индукционного нагревателя или винтового съемника. Снятие лабиринтных колец путем их спрессовывания одновременно с выпрессовкой щита, а также съем шестерен ударным инструментом (с помощью клиньев) запрещается.

5.4.2. Разборку тягового электродвигателя можно производить как при горизонтальном, так и при вертикальном положениях остова.

Демонтаж подшипниковых щитов производить с помощью индукционного нагрева горловины или путем выпрессовки (прессом, стяжкой или выжимными болтами). Применение клиньев для выпрессовки щитов не допускается.

В случае опирания стяжки или пресса в торец вала якоря для предотвращения повреждения подшипников обязательно ставить предохранительный упор в противоположный конец вала. В качестве упора применять специальную скобу, а при односторонней передаче крышку-упор с выступающей средней частью, закрепляемые вместо крышки подшипникового узла. Конструкция скобы и высота выступающей части крышки должны обеспечить отвод борта внутреннего кольца от торцов роликов на 1-3 мм.

5.4.3. При разборке двигателя в вертикальном положении остова во избежание задиров на роликах и кольцах подшипников остов установить так, чтобы вал якоря располагался строго вертикально. Выпрессовку щита и выемку якоря производить без перекосов. При выемке якоря его необходимо проворачивать.

5.4.4. При разборке двигателя в горизонтальном положении для предупреждения повреждения подшипника, расположенного со стороны коллектора, после вывертывания крепежных болтов с противоположной стороны ввернуть на место верхнего болта предохранительную шпильку и подвесить якорь на Г-образном приспособлении. Выпрессованный подшипниковый щит вместе с якорем вывести из остова, не допуская опускания якоря на полюса, уложить на козлы (стеллаж), после чего снять щит с якоря.

5.4.5. После разборки тягового электродвигателя подшипники выпрессовать из подшипниковых щитов на прессе (рис.5.11 и 5.12) с передачей давления на торец наружного кольца через специальную пяту (при наличии у подшипникового щита задней крышки, которая предварительно должна быть снята), а при отсутствии задней крышки с помощью приспособления через демонтажные отверстия в щите. Шпильки приспособления изготовить из стали и закалить. При выпрессовке перекос шпилек недопустим.



Рис.5.11. Выпрессовка и запрессовка подшипников в подшипниковый щит тягового электродвигателя:

1 - пресс; 2 - диск; 3 - тяга; 4 - блок роликового подшипника; 5 - подшипниковый щит; 6 - стакан


Рис.5.12. Выпрессовка подшипника из щита:

1 - пневмогидравлический пресс; 2 - приспособление для выпрессовки; 3 - подшипниковый щит; 4 - блок роликового подшипника; 5 - стакан

При щитах без задней крышки, у которых отсутствуют демонтажные отверстия, допускается выпрессовка подшипников с передачей усилия на торцы роликов. В этом случае передачу усилия выпрессовки производить через специальное кольцо, вставляемое в подшипник и распирающее изнутри ролики, чем предотвращается опрокидывание (выворачивание) роликов. В качестве такого кольца можно применять забракованное внутреннее бортовое кольцо подшипника такого же типоразмера.

Внутренние кольца цилиндрических подшипников с вала якоря снимать индукционным нагревателем.