5.6.1. Разборку тяговых редукторов различных локомотивов производить с учетом их конструктивных особенностей. При разборке необходимо принять меры по недопущению нарушения парности половин корпуса. Для этого необходимо непосредственно при разборке убедиться в наличии на них одинаковых клейм. При отсутствии клейм нанести на обе половины корпуса одинаковый номер.
В редукторах, где имеются магнитные пробки, вывернуть их и очистить от скопившегося металла.
5.6.2. На снятой верхней половине корпуса редуктора разобрать задний (обращенный к колесу) подшипниковый узел шестерни, сняв крышку подшипникового узла, торцовое крепление подшипника на валу (если оно имеется) и выпрессовав подшипниковый щит из корпуса редуктора. В большинстве конструкций редукторов при этом одновременно снимают блок заднего подшипника или подшипник целиком.
Отвернув болты, выпрессовать передний подшипниковый щит из корпуса редуктора, вынуть шестерню из редуктора и разобрать передний подшипниковый узел.
Если на валу шестерни напрессован фланец муфты, то до разборки переднего подшипникового узла необходимо его спрессовать на прессе (рис.5.13) или методом гидросъема.
Рис.5.13. Распрессовка фланца эластичной муфты на прессе:
1 - вал шестерни; 2 - фланец эластичной муфты; 3 - опора; 4 - шестерня
Допускается спрессовка фланца муфты без предварительной выпрессовки заднего подшипникового щита, но с обязательной постановкой (после снятия торцового крепления и упорного кольца подшипника) крышки - упора на трех болтах. Крышка-упор отличается от обычной крышки наличием в средней части изнутри выступа упирающегося в торец вала шестерни. Высота выступа выбирается такой, чтобы при постановке крышки-упора вал сместился на 1-3 мм. При сферических подшипниках вал сдвинуть в сторону муфты до упора роликов, расположенных со стороны шестерни, в наружное кольцо. После спрессовки фланца муфты крышку-упор снять с корпуса редуктора.
5.6.3. Колесную пару обмыть в моечной машине и после ее остывания (см.п.2.10) разобрать подшипниковый узел опоры редуктора, расположенный (относительно зубчатого колеса) со стороны середины оси. Для осмотра подшипников неразъемный корпус опоры редуктора (опорный стакан) сдвинуть к середине оси, предварительно отвернув болты, и снять корпус заземляющего устройства (ecли оно закреплено на опоре), крышку (или крышки) узла, а если требуется и лабиринтное кольцо. В этом случае сдвигают приставное кольцо, а затем и блок подшипника в сторону середины оси.
При разъемном корпусе опоры разъединить и снять половинки корпуса, убедившись в наличии клейм или проставив новые клейма аналогично тому, как это указано в п.5.6.1. Нарушение парности половин опор не допускается.
Подшипники промыть и осмотреть на оси. Особое внимание обратить на отсутствие оборванных или ослабленных заклепок, а также измерить зазор плавания сепаратора.
5.6.4. У опорных узлов, расположенных со стороны колеса, снять крышку (если она состоит из двух половин, то вынуть ее). Сдвинуть опору с блоком подшипника. Подшипник промыть и осмотреть через отверстия в колесном центре.
5.6.5. При разборке опорных узлов электропоездов ЭР1, ЭР2, ЭР9, ЭР22 вынуть разрезные большие дистанционные полукольца и связать их вместе во избежание нарушения их парности.
5.6.6. При разборке опорных узлов редукторов электровозов ЧС2 со сферическими роликовыми подшипниками выпавшие ролики установить на свои места в гнезда сепараторов. В случае одновременного выпадания роликов из обоих подшипников во избежание смешивания замерить наибольшие диаметры выпавших роликов и ролика, извлеченного для сравнения из данного подшипника. Разность диаметров роликов в одном подшипнике не должна превышать 6 мкм. Ролики в подшипнике установить торцами с центральным углублением наружу.
У сепараторов сферических подшипников тщательно осмотреть через лупу места перехода перемычек в тело сепаратора с целью выявления трещин. Состояние поверхностей роликов определить при провороте каждого из них вокруг своей оси.
Для осмотра дорожек качения внутреннего кольца сферического подшипника из латунного сепаратора вынимать поочередно по одному ролику из каждого ряда.
5.6.7. При разборке узлов шестерни электровозов ЧС со сферическими подшипниками их снимают с помощью гидросъема. В случае невозможности съема их с вала шестерни в условиях депо после съема крышек узлов подшипники промыть и осмотреть.
5.6.8. Для проведения ревизии второго объема подшипниковых узлов редукторов с ассиметричным (относительно зубчатого колеса) опиранием редуктора на ось (например на электровозах ЧС2, электропоездах ЭР2) спрессовать колесный центр со стороны, противоположной редуктору. У конструкций редукторов с симметричным расположением опорных подшипников (на ЧС4, 2ТЭ121, ЭР2Т и др.) необходимо спрессовать оба колесных центра или спрессовать колесный центр со стороны редуктора, затем зубчатое колесо с подшипниками, а затем демонтировать подшипники со ступицы.
Внутренние кольца цилиндрических подшипников опорных узлов и узлов шестерни снимать с помощью индукционного нагрева. Сферические подшипники снимать методом гидросъема или (в опорных узлах электровозов ЧС2) с помощью индукционного нагрева. Для этого необходимо предварительно вынуть по четыре-пять роликов из каждого ряда подшипников, снять наружные кольца, вынуть все ролики и снять сепараторы. Снятые детали промыть, измерить и затем скомплектовать.
При выпрессовке блоков подшипников из подшипниковых щитов усилие следует передавать только на наружное кольцо с тем, чтобы исключить повреждение сепаратора.
5.6.9. Разборку осевых редукторов дизель-поездов и тепловозов с гидравлической передачей производить в соответствии с указаниями действующих правил ремонта, технологических процессов, инструкций и чертежей.
Раскомплектация деталей редуктора не разрешается. В случаях отсутствия клейм на отдельных деталях корпуса произвести предварительную сборку корпуса отдельно от колесной пары и устанавливаемых в редуктор деталей. После обмера посадочных мест под подшипники и проверки отсутствия смещения отдельных частей корпуса (аналогично измерению посадочных мест редукторов электровозов ЧС см. п.6.8.6) на его отдельные части нанести одинаковые клейма. Смещение отдельных частей корпуса по посадочным местам под подшипники, превышающие допуск на овальность посадочных мест по чертежу, не допускается.
Для осмотра подшипников, находящихся на оси, при ревизии первого объема сдвинуть лабиринтные крышки с прокладками и опорные стаканы. В узлах с цилиндрическими подшипниками для их промывки и осмотра сдвинуть с внутреннего кольца стакан вместе с блоком наружного кольца.
При ревизии второго объема внутренние кольца конических и сферических подшипников снять с помощью гидросъема или спрессовать с оси и валов. При спрессовке подшипников с осей усилие следует передавать на их внутренние кольца. Передача усилия спрессовки через наружные кольца или сепаратор запрещается. Внутренние кольца цилиндрических подшипников снимать с помощью индукционного нагрева. Лабиринтные кольца демонтировать с помощью индукционного нагрева или спрессовать.
5.6.10. Разборку опоры подшипников тягового редуктора тепловоза ТЭП-70 производить в соответствии с технологической инструкцией ПКБ ЦТ N ТИ715.