Статус документа
Статус документа

Инструкция по техническому обслуживанию и ремонту узлов с подшипниками качения локомотивов и моторвагонного подвижного состава

5.2. Основные способы демонтажа внутренних колец подшипников с шеек осей и валов

5.2.1. Внутренние кольца цилиндрических роликовых подшипников снять с шейки оси тепловым способом при помощи индукционного нагревателя (рис.5.1).



Рис.5.1. Снятие внутреннего кольца цилиндрического подшипника методом индукционного нагрева:

1 - внутреннее кольцо переднего подшипника; 2 - приставное кольцо; 3 - дистанционное кольцо; 4 - внутреннее кольцо заднего подшипника; 5 - лабиринтное кольцо


Перед нагревом удалить с колец и с шейки оси вала смазку и обтереть их насухо тряпкой. Индукционный нагреватель надеть на снимаемое кольцо подшипника (или на переходные кольца) вплотную к наружному торцу и тумблером, расположенным на корпусе, включить нагреватель. Для нагрева внутренних безбортных колец обязательно применять разъемные переходные кольца с коническим отверстием под размер скоса на кольце.

Для ослабления кольца подшипника на шейке достаточно нагреть его до температуры 100-120 °С, что достигается примерно за 30-45 сек. Во избежание отпуска металла снимаемого кольца категорически запрещается нагрев продолжительностью более 1 мин. Ослабление кольца на шейке оси определять покачиванием нагревателя относительно оси или вала. После ослабления нагреватель вместе с кольцом снять с шейки оси и быстро выключить его, после чего удалить кольцо из нагревателя.

Запрещается делать перерывы в питании нагревателя током до полного ослабления и снятия кольца. Если истекло допустимое для нагрева время (1 мин.), а кольцо с шейки снять не удалось, работу по съему кольца прекратить и возобновить ее только после остывания внутреннего кольца подшипника и шейки до температуры окружающей среды.

Съем внутренних колец индукционным нагревателем производить в резиновых перчатках.

5.2.2. Распрессовку закрепительных втулок сферических подшипников производить гидрогайкой (рис.5.2) или гидравлическим прессом (рис.5.3).



Рис.5.2. Гидрогайка

1 - корпус;

2 - поршень;

 3 - плунжер; 4 - нажимная гайка с рукояткой


Рис.5.3. Гидравлический пресс:

1 - корпус;

2 - насос; 3 - рукоятка; 4 - поршень

Для распрессовки подшипников гидрогайкой навернуть ее на резьбу закрепительной втулки до упора поршня, во внутреннее кольцо подшипника. Давление распрессовки создается за счет перемещения плунжера при вращении нажимной гайки.

При распрессовке закрепительных втулок с помощью гидравлического пресса применять соответствующие приспособления, расположение которых показано на рис.5.4 для переднего и на рис.5.5 для заднего подшипников буксовых узлов.



Рис.5.4. Расположение приспособлений при распрессовке переднего подшипника:

1 - кольцо упорное; 2 - переходная оправка; 3 - упорный стакан; 4 - гидропресс; 5 - шайба; 6 - гайка; 7 - предохранительный стакан