4.1 Система регистрации данных, начисления, учета и обработки платежей за жилищно-коммунальные и прочие услуги является ИВС, используемой в ЖКХ.
4.2 Основными функциями ИВС являются сбор, обработка, хранение и представление требуемой информации для ее последующего использования по назначению. Предоставляемая пользователю информация является главным продуктом функционирования ИВС, а процессы функционирования ИВС должны быть направлены на обеспечение качества выходной информации.
4.3 Требования к конкретной ИВС должны формироваться с учетом целей и функций системы (сферы), в которой ИВС функционирует, условий использования ИВС в системе и существующих ограничений, функциональных возможностей источников информации, а также требований и условий взаимодействия с другими системами (при их наличии).
4.4 Основной целью функционирования ИВС является обеспечение пользователей сведениями о номенклатуре, объемах и качестве поставляемых ресурсов и предоставляемых услуг, а также об объемах и своевременности платежей за потребленные ресурсы и предоставленные услуги.
Пользователями сведений могут быть физические и юридические лица.
4.5 ИВС представляет собой совокупность двух взаимозависимых и взаимодействующих компонентов: средства вычислительной техники (техническая составляющая) и программ. В свою очередь программы включают системные программы, программы общего назначения и прикладные программы.
Качество функционирования ИВС в целом определяется качеством функционирования всех ее составных компонентов. Прикладные программы, устанавливаемые на вычислительные средства ИВС для решения ее функциональных задач, являются их основным компонентом, определяющим функциональные и качественные характеристики ИВС.
4.6 Состав функций, реализуемых ПО, определяется нормативно-правовой базой, устанавливающей задачи и регламентирующей использование ИВС по назначению.
4.7 ПО должны обеспечивать выполнение заданных функций на всех уровнях управления жилищно-коммунальным комплексом населенного пункта (города) или его административной единицы:
- первый (низший) - уровень организаций, осуществляющих регистрацию и сбор данных о потребленных ресурсах и предоставленных услугах, регистрацию и сбор данных о потребителях ресурсов и пользователях услуг, расчет начислений за ресурсы и услуги;
- второй - уровень административного округа населенного пункта (при делении населенного пункта на административные округа) или уровень населенного пункта (при отсутствии деления населенного пункта на административные округа);
- третий - уровень населенного пункта в целом (при наличии деления населенного пункта на административные округа).
Определение состава функций, выполнение которых обеспечивают ПО на каждом уровне управления, осуществляется при установке ПО на объектах эксплуатации в зависимости от особенностей структуры жилищно-коммунального комплекса населенного пункта.
4.8 При разработке (применении) ПО должны быть использованы типовые словари (справочники, классификаторы). Общие требования к составу и содержанию словарей (справочников, классификаторов), используемых в ПО для начисления платежей за ресурсы и услуги, приведены в приложении А.
Состав словарей (справочников, классификаторов) и состав сведений, приведенных в них, могут быть изменены, расширены и дополнены в зависимости от уровня управления жилищно-коммунальным комплексом и особенностей разработки и применения ИВС ЖКХ и их компонентов.
4.9 Для словарей (справочников, классификаторов), поставляемых разработчику (пользователю) ПО внешними организациями в виде обязательных документов, должен указываться разработчик (источник) документа.
4.10 Оценка (измерение) характеристик качества ПО при подтверждении соответствия ПО настоящему стандарту должна проводиться по методике испытаний, которая должна оформляться в составе протокола испытаний.