ГОСТ Р 53639-2009 (ИСО 3046-3:2006, ИСО 15550:2002) Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Приемка. Методы испытаний

     5.2 Приемо-сдаточные испытания

5.2.1 Приемо-сдаточным испытаниям должен подвергаться каждый двигатель с целью проверки качества изготовления, сборки, регулировки и контроля основных параметров, установленных техническими условиями на конкретный двигатель.

Примечание - Допускается проводить приемо-сдаточные испытания двигателей выборочно от партии. Размер партии и объем выборки устанавливают в технических условиях на двигатели конкретного типа.

5.2.2 Приемо-сдаточные испытания должны включать:

а) измерение параметров в соответствии с таблицей 2;

б) определение:

- отклонений от средних значений температуры отработавших газов и максимального давления сгорания;

- направления вращения по ГОСТ 22836;

в) проверку (при наличии на двигателе):

- устройства защиты от превышения частоты вращения - на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 3046-6;

- системы автоматического регулирования скорости - на соответствие требованиям ГОСТ 10511;

- системы аварийно-предупредительной сигнализации и защиты - на соответствие требованиям ГОСТ 11928;

- системы дистанционного автоматизированного управления - на соответствие требованиям ГОСТ 18174;

- системы пуска при фактических атмосферных условиях;

- системы реверса двигателя - на соответствие требованиям технических условий на двигатели конкретного типа;

- устройств, обеспечивающих автоматическое ограничение нагрузки двигателя, а также сигнализации о перегрузке при различных режимах в рабочем диапазоне частоты вращения.

5.2.3 Обязательными режимами при испытаниях являются:
     
     - холостой ход;
     
     - нагрузки 25% (для главных судовых и тепловозных двигателей), 50% и 75% от длительной (номинальной) мощности;
     
     - режим максимального крутящего момента (для тепловозных двигателей);
     
     - длительная (номинальная) мощность или мощность на упоре топливной рейки (полная мощность);
     
     - минимально устойчивая частота вращения коленчатого вала;
     
     - задний ход (для главных судовых двигателей - реверсивных или с реверсивно-редукторной передачей).
     
     Для двигателей, выпускаемых по лицензиям, режимы испытаний устанавливают с учетом лицензионных документов.


5.2.4 Если приемо-сдаточные испытания проводят на месте установки двигателя и объявленная мощность двигателя при соответствующей частоте вращения не может быть подтверждена или достигнута из-за специальных условий монтажа и/или местоположения установки, изготовитель и потребитель (заказчик) должны принять как имеющие силу испытания на стенде предприятия-изготовителя и проверить только объявленную частоту вращения двигателя на мощности, отличной от объявленной мощности, или объявленную мощность на частоте вращения, отличной от объявленной частоты вращения.

Измерением расхода топлива в этом случае следует пренебречь.

5.2.5 В конце приемо-сдаточных испытаний производят проверку состояния сборочных единиц и деталей двигателя путем его частичной разборки и/или осмотра в объеме, установленном программой испытаний.

5.2.6 После осмотра, если он сопровождался разборкой, двигатель должен быть подвергнут проверке по программе, сокращенной по времени и объему.

5.2.7 Двигатели, транспортируемые потребителю (заказчику) в разобранном состоянии, по согласованию с потребителем (заказчиком) допускается не подвергать повторной проверке на стенде предприятия-изготовителя, если их детали и сборочные единицы не требуют замены.

5.2.8 Для двигателей со стабильными результатами испытаний по согласованию с потребителем (заказчиком) допускается проводить сокращенные приемо-сдаточные испытания.