5.1.1 Порядок проведения испытаний двигателей должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 15.201.
Испытания двигателей должны проводиться на стенде изготовителя или на месте установки двигателя по согласованию между изготовителем и потребителем (заказчиком).
5.1.2 Двигатели должны подвергаться следующим видам испытаний:
- приемо-сдаточным;
- периодическим;
- специальным.
5.1.3 Для каждого вида испытаний изготовитель разрабатывает программу испытаний и согласовывает с потребителем (заказчиком) и органами государственного надзора.
Примерное содержание программы испытаний приведено в справочном приложении А.
5.1.4 Группы двигателей для выбора перечня измеряемых параметров, которыми следует руководствоваться при испытаниях, приведены в таблице 1.
Таблица 1
Номер группы двигателя | Характеристика группы двигателя |
I | Двигатели, рабочий режим которых в условиях эксплуатации не контролируется, с частотой вращения коленчатого вала более 1800 мин |
II | Двигатели без наддува с частотой вращения коленчатого вала 1500 мин и более |
III | Двигатели с наддувом с частотой вращения коленчатого вала 1500 мин и более |
IV | Двигатели с частотой вращения коленчатого вала 250-1500 мин |
V | Двигатели с частотой вращения коленчатого вала менее 250 мин |
Примечания 1 Модификации двигателей с частотой вращения коленчатого вала, отличающейся от частоты вращения базовой модификации, относятся к группе двигателей базовой модификации. 2 Частота вращения указана на режиме длительной (номинальной) мощности или мощности на упоре топливной рейки (полной мощности). |
5.1.5 Перечень измеряемых параметров в зависимости от группы двигателя при всех видах испытаний должен соответствовать установленным в таблице 2.
Таблица 2
Измеряемые параметры | Группа двигателей | ||||
I | II | III | IV | V | |
1 Барометрическое давление | + | + | + | + | + |
2 Температура воздуха на входе в двигатель или агрегат наддува (температура окружающей среды) | + | + | + | + | + |
3 Влажность окружающей среды | + | + | + | + | + |
4 Частота вращения или частота циклов | + | + | + | + | + |
5 Крутящий момент двигателя на валу отбора мощности | + | + | + | + | + |
6 Положение рейки топливного насоса и/или задания регулятора | + | + | + | + | + |
7 Расход топлива | + | + | + | + | + |
8 Давление воздуха на входе в двигатель или компрессор | + | + | + | ||
9 Давление наддувочного воздуха после компрессора | + | + | + | ||
10 Давление наддувочного воздуха после каждого охладителя | + | + | + | ||
11 Давление отработавших газов на входе в турбокомпрессор или другие системы наддува, работающие на отработавших газах | + | + | + | ||
12 Давление отработавших газов на выходе из двигателя | + | + | + | + | |
13 Максимальное давление сгорания | + | + | |||
14 Давление сжатия | + | ||||
15 Среднее индикаторное давление | + | ||||
16 Давление смазочного масла | + | + | + | + | + |
17 Давление смазочного масла в отдельных цепях (турбокомпрессор, охлаждение поршня и др.) | + | + | |||
18 Давление смазочного масла перед и после фильтров и охладителей | + | + | |||
19 Давление топлива | + | + | |||
20 Давление охлаждающей жидкости в отдельных цепях | + | + | |||
21 Температура воздуха после турбокомпрессора (нагнетателя) | + | + | |||
22 Температура наддувочного воздуха после охладителя | + | + | + | ||
23 Температура отработавших газов на выходе из цилиндра (блока) | + | + | + | ||
24 Температура отработавших газов на входе в турбокомпрессор или другие системы наддува, работающие на отработавших газах | + | + | + | ||
25 Температура отработавших газов в выходном патрубке или за турбокомпрессором, или за другими системами наддува, работающими на отработавших газах | + | + | + | + | |
26 Температура охлаждающей жидкости на входе и/или выходе из двигателя (блока цилиндров) | + | + | + | + | + |
27 Температура охлаждающей жидкости в отдельных цепях | + | + | |||
28 Температура вторичной охлаждающей жидкости до и после охладителей | + | + | |||
29 Температура охлаждающей жидкости на входе и выходе из охладителя наддувочного воздуха | + | + | + | ||
30 Температура смазочного масла на входе и (или) выходе из двигателя | + | + | + | ||
31 Температура топлива | + | + | |||
32 Расход топлива | + | + | + | + | + |
33 Расход смазочного масла | + | + | + | + | + |
34 Расход смазочного масла цилиндрового (при наличии отдельной смазки цилиндров) | + | ||||
35 Частота вращения ротора турбокомпрессора | + | + | + | ||
36 Вязкость топлива при работе на тяжелом топливе | + | + | |||
37 Натуральный показатель ослабления светового потока или условные единицы БОШ (FSN) | + | + | + | + | + |
38 Удельные средневзвешенные выбросы вредных веществ | + | + | + | + | + |
Примечания 1 Знаком "+" указана необходимость измерения параметра. 2 Измерение параметров по 6, 8-15, 17-29, 31, 34-36 производят, если это предусмотрено конструкцией двигателя. |
5.1.6 Двигатели, снабженные встроенными системами (механизмами) для передачи мощности (зубчатыми передачами, гидравлическими механизмами, реверсивными муфтами и др.) или встроенными электрогенераторами, следует испытывать вместе с этими передачами и электрогенераторами.
Если двигатель испытывается вместе с приводимым механизмом или с системой передачи, которые могут быть отделены, то любые затраты мощности, вызванные этими сочлененными механизмами, должны быть исключены из объявленной мощности.
5.1.7 Проверки систем аварийно-предупредительной сигнализации и защиты, дистанционного автоматизированного управления, автоматического регулирования температуры, пусковой, реверсивной и топливной (при переключении с одного вида топлива на другой, если это предусмотрено конструкцией двигателя) должны производиться только в том случае, если комплектующие изделия этих систем монтируются на двигателе предприятием-изготовителем двигателя.
В остальных случаях проверкам совместно со стендовыми устройствами подлежат те части систем, которые смонтированы на двигателе.
Объем проверяемых параметров систем двигателя устанавливают в программе испытаний.
5.1.8 На испытания предъявляют двигатель, прошедший обкатку и регулировку в соответствии с программой испытаний.
5.1.9 Измерение параметров при испытаниях производят только после достижения двигателем стабильных рабочих режимов, как определено предприятием-изготовителем.