ГОСТ Р 53639-2009 (ИСО 3046-3:2006, ИСО 15550:2002) Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Приемка. Методы испытаний

     5.1 Общие положения

5.1.1 Порядок проведения испытаний двигателей должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 15.201.

Испытания двигателей должны проводиться на стенде изготовителя или на месте установки двигателя по согласованию между изготовителем и потребителем (заказчиком).

5.1.2 Двигатели должны подвергаться следующим видам испытаний:

- приемо-сдаточным;

- периодическим;

- специальным.

5.1.3 Для каждого вида испытаний изготовитель разрабатывает программу испытаний и согласовывает с потребителем (заказчиком) и органами государственного надзора.

Примерное содержание программы испытаний приведено в справочном приложении А.

5.1.4 Группы двигателей для выбора перечня измеряемых параметров, которыми следует руководствоваться при испытаниях, приведены в таблице 1.


Таблица 1

Номер группы двигателя

Характеристика группы двигателя

I

Двигатели, рабочий режим которых в условиях эксплуатации не контролируется, с частотой вращения коленчатого вала более 1800 мин

II

Двигатели без наддува с частотой вращения коленчатого вала 1500 мин и более

III

Двигатели с наддувом с частотой вращения коленчатого вала 1500 мин и более

IV

Двигатели с частотой вращения коленчатого вала 250-1500 мин

V

Двигатели с частотой вращения коленчатого вала менее 250 мин

Примечания

1 Модификации двигателей с частотой вращения коленчатого вала, отличающейся от частоты вращения базовой модификации, относятся к группе двигателей базовой модификации.

2 Частота вращения указана на режиме длительной (номинальной) мощности или мощности на упоре топливной рейки (полной мощности).



5.1.5 Перечень измеряемых параметров в зависимости от группы двигателя при всех видах испытаний должен соответствовать установленным в таблице 2.


Таблица 2

Измеряемые параметры

Группа двигателей



I

II

III

IV

V

1 Барометрическое давление

+

+

+

+

+

2 Температура воздуха на входе в двигатель или агрегат наддува (температура окружающей среды)

+

+

+

+

+

3 Влажность окружающей среды

+

+

+

+

+

4 Частота вращения или частота циклов

+

+

+

+

+

5 Крутящий момент двигателя на валу отбора мощности

+

+

+

+

+

6 Положение рейки топливного насоса и/или задания регулятора

+

+

+

+

+

7 Расход топлива

+

+

+

+

+

8 Давление воздуха на входе в двигатель или компрессор

+

+

+

9 Давление наддувочного воздуха после компрессора

+

+

+

10 Давление наддувочного воздуха после каждого охладителя

+

+

+

11 Давление отработавших газов на входе в турбокомпрессор или другие системы наддува, работающие на отработавших газах

+

+

+

12 Давление отработавших газов на выходе из двигателя

+

+

+

+

13 Максимальное давление сгорания

+

+

14 Давление сжатия

+

15 Среднее индикаторное давление

+

16 Давление смазочного масла

+

+

+

+

+

17 Давление смазочного масла в отдельных цепях (турбокомпрессор, охлаждение поршня и др.)

+

+

18 Давление смазочного масла перед и после фильтров и охладителей

+

+

19 Давление топлива

+

+

20 Давление охлаждающей жидкости в отдельных цепях

+

+

21 Температура воздуха после турбокомпрессора (нагнетателя)

+

+

22 Температура наддувочного воздуха после охладителя

+

+

+

23 Температура отработавших газов на выходе из цилиндра (блока)

+

+

+

24 Температура отработавших газов на входе в турбокомпрессор или другие системы наддува, работающие на отработавших газах

+

+

+

25 Температура отработавших газов в выходном патрубке или за турбокомпрессором, или за другими системами наддува, работающими на отработавших газах

+

+

+

+

26 Температура охлаждающей жидкости на входе и/или выходе из двигателя (блока цилиндров)

+

+

+

+

+

27 Температура охлаждающей жидкости в отдельных цепях

+

+

28 Температура вторичной охлаждающей жидкости до и после охладителей

+

+

29 Температура охлаждающей жидкости на входе и выходе из охладителя наддувочного воздуха

+

+

+

30 Температура смазочного масла на входе и (или) выходе из двигателя

+

+

+

31 Температура топлива

+

+

32 Расход топлива

+

+

+

+

+

33 Расход смазочного масла

+

+

+

+

+

34 Расход смазочного масла цилиндрового (при наличии отдельной смазки цилиндров)

+

35 Частота вращения ротора турбокомпрессора

+

+

+

36 Вязкость топлива при работе на тяжелом топливе

+

+

37 Натуральный показатель ослабления светового потока или условные единицы БОШ (FSN)

+

+

+

+

+

38 Удельные средневзвешенные выбросы вредных веществ

+

+

+

+

+

Примечания

1 Знаком "+" указана необходимость измерения параметра.

2 Измерение параметров по 6, 8-15, 17-29, 31, 34-36 производят, если это предусмотрено конструкцией двигателя.



5.1.6 Двигатели, снабженные встроенными системами (механизмами) для передачи мощности (зубчатыми передачами, гидравлическими механизмами, реверсивными муфтами и др.) или встроенными электрогенераторами, следует испытывать вместе с этими передачами и электрогенераторами.

Если двигатель испытывается вместе с приводимым механизмом или с системой передачи, которые могут быть отделены, то любые затраты мощности, вызванные этими сочлененными механизмами, должны быть исключены из объявленной мощности.

5.1.7 Проверки систем аварийно-предупредительной сигнализации и защиты, дистанционного автоматизированного управления, автоматического регулирования температуры, пусковой, реверсивной и топливной (при переключении с одного вида топлива на другой, если это предусмотрено конструкцией двигателя) должны производиться только в том случае, если комплектующие изделия этих систем монтируются на двигателе предприятием-изготовителем двигателя.

В остальных случаях проверкам совместно со стендовыми устройствами подлежат те части систем, которые смонтированы на двигателе.

Объем проверяемых параметров систем двигателя устанавливают в программе испытаний.

5.1.8 На испытания предъявляют двигатель, прошедший обкатку и регулировку в соответствии с программой испытаний.

5.1.9 Измерение параметров при испытаниях производят только после достижения двигателем стабильных рабочих режимов, как определено предприятием-изготовителем.