СН 296-64
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
УКАЗАНИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ГОРОДСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ И ПЕШЕХОДНЫХ ТОННЕЛЕЙ
Дата введения 1965-07-01
ВНЕСЕНЫ Государственным производственным комитетом по транспортному строительству СССР
УТВЕРЖДЕНЫ Государственным комитетом по делам строительства СССР 28 декабря 1964 г.
"Указания по проектированию городских транспортных и пешеходных тоннелей" разработаны Государственным ордена Трудового Красного Знамени проектно-изыскательским институтом Метрогипротранс Государственного производственного комитета по транспортному строительству СССР с участием проектного института Мосинжпроект ГлавАПУ при Мосгорисполкоме.
1.1. Настоящие указания распространяются на проектирование вновь строящихся и переустраиваемых городских транспортных и пешеходных тоннелей при пересечении в разных уровнях улиц, дорог и площадей.
1.2. При проектировании тоннелей необходимо учитывать требования соответствующих глав СНиП, государственных стандартов, санитарных и противопожарных норм, правил устройства электроустановок (ПУЭ), правил защиты подземных сооружений от коррозии, норм проектирования сооружений в зонах распространения вечномерзлых или просадочных грунтов и других государственных нормативных документов по строительному проектированию, а также требования по обеспечению безопасности движения, по охране труда рабочих в период строительства и эксплуатации тоннелей.
1.3. Проектирование тоннелей необходимо увязывать с существующей или проектной планировкой улиц, дорог, площадей и с организацией в этих местах движения транспорта и пешеходов.
Выбор расположения тоннелей следует производить на основе предварительно разработанной схемы организации транспортного и пешеходного движения в пределах пересечения.
1.4. Городские транспортные и пешеходные тоннели относятся по капитальности к I классу сооружений.
1.5. Проектируемые транспортные и пешеходные тоннели в течение всего срока их службы должны обеспечивать безопасность, бесперебойность и удобство нормального движения транспорта и пешеходов, а также простоту и наименьшую трудоемкость содержания тоннелей в процессе эксплуатации.
1.6. Прочность и устойчивость сооружения в целом, а также отдельных его элементов и их соединений на всех стадиях строительства и эксплуатации должны определяться расчетом. Необходимые мероприятия, обеспечивающие прочность, устойчивость и неизменяемость сооружения на всех стадиях строительства, а также порядок возведения и устройство в необходимых случаях временных креплений должны быть указаны в проекте.
1.7. Пропуск газопроводов, водопроводов, теплопроводов, водосточных и канализационных коллекторов и электрокабелей высокого напряжения в основаниях, конструкциях фундаментов и перекрытий тоннелей, как правило, не разрешается.
В особых случаях пропуск указанных подземных коммуникаций допускается без нарушения внутренних габаритов тоннеля при соответствующем обосновании и согласовании с заинтересованными организациями. При этом должны быть предусмотрены необходимые конструктивные мероприятия, обеспечивающие нормальную и безопасную эксплуатацию сооружений.
2.1. Количество полос движения транспорта в тоннелях определяется на основании расчетных данных в зависимости от интенсивности движения с учетом перспективы. Поперечное сечение тоннеля должно соответствовать габаритам обращающегося и намечаемого на перспективу к обращению транспорта. Размеры поперечного сечения тоннелей (рис.1) устанавливаются по табл.1 с учетом категории улицы или дороги и количества полос движения транспорта.
Рис.1. Схема поперечного сечения тоннеля
Таблица 1
Размеры элементов поперечного сечения тоннелей в м
Элемент сечения | На скоростных дорогах и магистральных улицах | |
движение двухполосное | движение трехполосное | |
Ширина проезжей части Г | 8 | 12 |
Высота от уровня проезжей части до низа перекрытия Н | 5 | 5 |
Ширина служебных тротуаров Т | 0,75 | 0,75 |
Ширина разделительной полосы С, не менее | 1,2 | 1,2 |
Примечания: 1. На магистральных улицах районного значения в отдельных случаях при соответствующем обосновании в проекте допускается уменьшение ширины проезжей части Г тоннеля до 7,5 м для двухполосного движения и до 11,25 м для трехполосного движения.
2. При размещении на разделительной полосе промежуточных опор тоннеля ширина ее должна равняться ширине опоры плюс 0,4 м с каждой стороны, но не менее указанной в таблице.
2.2. Служебные тротуары в тоннелях надлежит предусматривать с правой стороны каждого направления движения.
2.3. Высоту бортового камня, ограждающего проезжую часть в тоннеле, на рампах, на проездах вдоль рамп и на перекрытии тоннеля, принимают не менее 0,4 м.
2.4. Уширение проезжей части тоннелей при однополосном и двухполосном движении в одном направлении на кривых в плане радиусом 750 м и менее следует принимать по табл.2.
Таблица 2
Величины уширения проезжей части в м (на одну полосу движения)
Радиусы кривых в плане в м | 750-550 | 550-400 | 400-300 |
Величины уширения на каждую полосу движения | 0,2 | 0,25 | 0,3 |
При количестве полос движения в одном направлении свыше двух уширение проезжей части тоннелей и рамп на кривых не производится.
2.5. В тоннелях на скоростных дорогах в плане на кривых радиусом менее 2000 м, на магистральных улицах общегородского значения радиусом менее 1200 м, на магистральных улицах районного значения радиусом менее 800 м следует предусматривать устройство виражей в соответствии с главой СНиП II-Д.5-62.
2.6. Продольный профиль тоннелей и рамп надлежит проектировать с минимальным заложением верха перекрытия тоннеля от существующей или проектируемой поверхности. Наименьшие радиусы кривых в плане и профиле, а также наибольшие продольные уклоны на прямых участках не должны превышать указанных в табл.3.
Таблица 3
Радиусы кривых в плане и профиле и продольные уклоны
Виды улиц и дорог | Расчетные скорости движения в км/ч | Наибольшие продольные уклоны в ‰ | Наименьшие радиусы в м | ||
кривых в плане | выпуклых кривых в профиле | вогнутых кривых в профиле | |||
Скоростные дороги | 120 | 40 | 600 | 10000 | 2000 |
Магистральные улицы: | |||||
общегородского значения | 100 | 50 | 400 | 6000 | 1500 |
районного значения | 80 | 60 | 300 | 4000 | 1000 |
Примечания: 1. В отдельных, особо трудных, местах при соответствующем обосновании в проекте может быть допущено отступление от приведенных величин радиусов вертикальных кривых в сторону их уменьшения.
2. На реконструируемых территориях при сохранении капитальной застройки при соответствующем обосновании в проекте допускается увеличение наибольшего продольного уклона магистральных улиц на 10‰.
3. Наибольшие продольные уклоны проезжих частей тоннелей на скоростных дорогах и магистральных улицах с интенсивным движением грузового транспорта следует уменьшать на 10‰.
2.7. Наименьший продольный уклон по лоткам проезжей части тоннеля и рамп при асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях следует принимать 4‰, а поперечные уклоны проезжей части - 15-25‰.
2.8. Пешеходные тоннели в плане следует располагать, как правило, перпендикулярно к направлению городского проезда. При выборе положения тоннеля и лестничных сходов надлежит исходить из условия минимальных объемов работ по перекладке и переустройству подземных сооружений. Заглубление пешеходных тоннелей от поверхности проезжей части должно быть минимальным, с наименьшей, как правило, строительной высотой перекрытия у лотков проезжей части.
2.9. При расположении пешеходных тоннелей вблизи станций метрополитена надлежит обеспечивать примыкание тоннелей к вестибюлям метрополитена.
2.10. Лестничные сходы тоннелей, как правило, следует располагать на тротуарах вдоль проезжей части улицы и в пределах полос озеленения.
При размещении пешеходных тоннелей вблизи перекрестков улиц и площадей для обеспечения необходимых условий видимости движущегося транспорта следует предусматривать устройство лестничных сходов открытого типа; в условиях нестесненной городской застройки и возможности образования снежного покрова и гололеда лестничные сходы следует, как правило, предусматривать закрытого типа с остекленными павильонами.
На открытых лестничных сходах тоннелей, в климатических районах, где возможно образование снежного покрова и гололеда, следует предусматривать обогрев лестничных площадок, ступеней и пандусов.
2.11. Лестничные сходы тоннелей следует проектировать двухсторонними или односторонними в зависимости от интенсивности и направления движения пешеходов. На отдельных лестничных сходах следует, как правило, предусматривать пандусы для пешеходов с детскими колясками и велосипедами.
2.12. Ширину тоннелей и лестничных сходов следует принимать из расчета их пропускной способности потока пешеходов с учетом перспективного изменения интенсивности движения.
Расчетную пропускную способность на 1 м ширины следует принимать для тоннелей 2000 чел./ч, для лестничных сходов - 1500 чел./ч.
Минимальная ширина тоннелей принимается равной 3 м, минимальная ширина лестниц - 2 м. Ширину пандусов для детских колясок рекомендуется принимать не менее 1 м.
2.13. Высоту тоннелей от уровня пола до низа ребер перекрытия следует принимать не менее 2,3 м; при этом осветительная арматура должна устанавливаться так, чтобы не уменьшать высоты тоннеля.
В двухпролетном тоннеле высота до низа прогона, расположенного вдоль оси тоннеля, должна быть не менее 2 м.
При плоском перекрытии тоннеля и размещении на нем осветительной арматуры высота тоннеля от уровня пола до низа осветительной арматуры должна быть не менее 2,3 м.
2.14. Заложение лестничных маршей рекомендуется принимать не круче 1:2,3 с размерами ступеней 14х32 см и не положе 1:3,3 с размерами ступеней 12х40 см в зависимости от стесненности территории, расположения лестничных сходов и условий устройства пандусов для детских колясок. В одном марше не следует располагать более 14 ступеней. Длину площадки между маршами принимают, как правило, - 1,5 м.
Ступени и площадки следует располагать с уклоном 15‰ для отвода воды с их поверхности.
Верхние площадки лестничных сходов следует предусматривать с превышением над тротуаром не менее 6 см и не более 15 см.
2.15. Продольный профиль тоннелей следует проектировать с минимальным заложением верха конструкции тоннеля от существующей или проектируемой поверхности дорожного покрытия.
2.16. В тоннелях допускаются продольные уклоны пола не более 40‰. Поперечный уклон пола следует принимать 10‰. В отдельных случаях допускается при соответствующем обосновании устройство пола без продольного уклона.
2.17. При пешеходных тоннелях должны предусматриваться помещения: для размещения электротехнических устройств, водопроводного ввода, водоотливной установки, устройств по обогреву лестничных маршей и хранения уборочного инвентаря, а также для эксплуатационного персонала.
3.1. Расчет несущих конструкций и оснований транспортных и пешеходных тоннелей следует производить по трем предельным состояниям, предусматривающим возможные неблагоприятные условия работы конструкций и оснований в период строительства и эксплуатации (см. главу СНиП II-А.10-62).
3.2. При расчетах по первому предельному состоянию (на прочность и устойчивость), обязательных для всех транспортных и пешеходных тоннелей, следует применять систему расчетных коэффициентов:
коэффициента перегрузки - к нормативным нагрузкам (или усилиям);
коэффициента однородности - к нормативным сопротивлениям ;
коэффициента условий работы .
При этом временную подвижную вертикальную нагрузку следует учитывать с коэффициентом динамичности.