2.1. Выбор трассы ВЛ, в т.ч. новых участков трассы ВЛ, подлежащей техническому перевооружению (реконструкции), ее экологическое обоснование, согласование и инженерные изыскания должны выполняться в соответствии с требованиями действующих государственных и ведомственных стандартов, нормативных и методических документов.
2.2. Выбор трассы производится на основании технико-экономического сравнения конкурирующих вариантов и должен учитывать:
- природные особенности территории (рельеф, климат, наличие опасных геологических процессов по СНиП 2.01.15-90 "Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения проектирования" и т.д.);
- состояние природной среды (загрязнение атмосферы, агрессивность грунта, подземных вод и т.д.);
- современное хозяйственное использование территории;
- ценность территории (природоохранная, культурная, национальная, особо охраняемые природные объекты и пр.);
- возможный ущерб, причиняемый природной и социальной среде, а также возможные изменения в окружающей природной среде в результате сооружения BЛ и последствия этих изменений для природной среды, жизни и здоровья населения;
- на залесенных территориях прохождение трассы по следующим вариантам:
1) по лесу с вырубкой просеки в соответствии с требованиями главы 2.5 ПУЭ;
2) обход лесного массива;
3) сооружение ВЛ над лесом;
- условия строительства и эксплуатации.
2.3. Выбор трассы новой ВЛ необходимо производить на основании утвержденной схемы развития электрических сетей, наиболее рационального размещения подстанций и возможности выхода всех отходящих от них ВЛ.
При прохождении ВЛ по населенной местности трасса предоставляется заказчиком в соответствии с утвержденной градостроительной документацией (генеральными планами городов и других населенных пунктов, схемами и проектами планировки и застройки территориальных образований и др.).
2.4. Трасса ВЛ должна быть, по возможности, кратчайшей, учитывая при этом условия отчуждения земли, вырубки просек в насаждениях, комплексного использования охранной зоны и приближена к дорогам и существующим ВЛ. Допускается при наличии технико-экономического обоснования прохождение ВЛ в насаждениях без вырубки просеки на повышенных опорах с расположением проводов над деревьями (см. также п.2.5 настоящих Норм).
2.5. При выборе трассы ВЛ обходу, как правило, подлежат населенные пункты, промышленные предприятия, массивы орошаемых, осушенных и других мелиорированных земель, многолетние плодовые насаждения и виноградники, участки с высоким естественным плодородием почв и другие приравненные к ним земельные угодья, зоны санитарной охраны курортов, заповедники, памятники истории и культуры. При прохождении ВЛ в зонах санитарной охраны курортов и заповедниках рекомендуется выполнять ВЛ на повышенных опорах без вырубки просек по п.2.4 настоящих Норм.
2.6. На подходах к электростанциям и подстанциям трасса ВЛ должна прокладываться в соответствии с планом разводки всех подходящих ВЛ различных напряжений, составленным с учетом развития энергосистемы. План разводки ВЛ от проектируемых электростанций и подстанций разрабатывается организациями, их проектирующими.
Для существующих электростанций и подстанций трасса подхода проектируемой ВЛ должна быть согласована с организацией, эксплуатирующей электростанцию, или подстанцию или с их владельцем.
2.7. Выбор трассы ВЛ в районах с загрязненной атмосферой следует производить с учетом перспективного плана развития действующих или сооружения новых промышленных предприятий (и их очистных сооружений), являющихся источниками загрязнения атмосферы, а также перспективы развития сельского хозяйства с точки зрения применения химических удобрений и химической обработки посевов.
Вблизи промышленных предприятий трассы BЛ, как правило, должны располагаться вне зон действия ветра преобладающего направления от источников загрязнения.
2.8. Трассы ВЛ, как правило, следует выбирать в обход площадей залегания полезных ископаемых.
При невозможности обхода площадей залегания полезных ископаемых или при его технико-экономической нецелесообразности допускается по согласованию с соответствующими надзорными органами прохождение ВЛ по площадям залегания. При этом должны предусматриваться мероприятия, обеспечивающие возможность извлечения полезных ископаемых, залегающих под ВЛ, и сохранность ВЛ.
2.9. При выборе трасс ВЛ следует, как правило, избегать мест с лавинами, карстами, оползнями, агрессивными грунтами, солифлюкционными явлениями, осыпями, камнепадами, селевыми потоками, переработкой берегов водоемов, зон тектонических разломов, а также мест с подземными выработками. Рекомендуется обходить места с широкими поймами рек, болотами, солончаками, подвижными песками, косогорными участками, просадочными грунтами, с большими отложениями гололеда и с частой и интенсивной «пляской» проводов, а также районы с повышенным загрязнением атмосферы.
Для выявления условий прохождения линии необходимо учитывать опыт эксплуатации ВЛ и линий связи в районе проектируемой линии.
2.10. Трассу ВЛ на просадочных грунтах в районе действующих или перспективных мелиоративных каналов рекомендуется прокладывать по более высоким отметкам в обход территории отсыпки вынутых из каналов грунтов.
2.11. При отводе и использовании земель для ВЛ должны соблюдаться Земельный, Водный и Лесной кодексы, Федеральный закон "Об охране окружающей среды", Закон Российской Федерации "О недрах", "Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети", утвержденные Правительством Российской Федерации, а также "Нормы отвода земель для электрических сетей напряжением 0,38-750 кВ", утвержденные Департаментом электроэнергетики Минтопэнерго РФ.
2.12. В сложных условиях (сильно пересеченные и горные участки, районы промышленной и жилой застройки, большие переходы, поймы и др.) изыскания трассы на стадии проекта рекомендуется производить по согласованию с заказчиком в объеме, необходимом для разработки рабочей документации.
При выборе варианта трассы на сложных участках для принятия оптимальных решений рекомендуется выполнять расстановку опор на профиле трассы.