СТО 56947007-29.240.55.016-2008
СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ ОАО "ФСК ЕЭС"
НОРМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ НАПРЯЖЕНИЕМ 35-750 кВ
Дата введения 2008-10-24
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения стандарта организации - ГОСТ Р 1.4-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения".
Сведения о Стандарте организации
1. РАЗРАБОТАН ОАО "Институт "Энергосетьпроект" при участии ОАО "ФСК ЕЭС", ОАО "ВНИИЭ", ОАО "Фирма "ОРГРЭС", ФГУП "Отделение дальних передач", филиала ОАО "СевЗапНТЦ" "Севзапэнергосетьпроект-Западсельэнергопроект".
2. СОГЛАСОВАН с ОАО "Системный оператор Единой энергетической системы" (письмо от 19.05.08 г. N 211-22-17-27-3882).
3. ВНЕСЕН Департаментом систем передачи и преобразования электрической энергии, Дирекцией технического регулирования и экологии ОАО "ФСК ЕЭС"
4. УТВЕРЖДЕН приказом ОАО "ФСК ЕЭС" от 24.10.2008 N 460.
5. ВВЕДЕН взамен Норм технологического проектирования воздушных линий электропередачи напряжением 35-750 кВ, СО 153-34.20.121-2006, утвержденных Приказом ОАО "ФСК ЕЭС" от 16.06.2006 N 187.
1.1. Нормы технологического проектирования воздушных линий электропередачи напряжением 35-750 кВ (НТП ВЛ) содержат указания по проектированию воздушных линий электропередачи (ВЛ) переменного тока напряжением 35-750 кВ ОАО "ФСК ЕЭС".
Нормы распространяются на вновь сооружаемые и подлежащие техническому перевооружению и реконструкции ВЛ напряжением 35-750 кВ и являются обязательными при проектировании.
Примечание:
В дальнейшем в тексте НТП ВЛ используются термины:
- "проектирование ВЛ", "строительство ВЛ", "сооружение ВЛ", "проектируемые ВЛ", "строящиеся ВЛ", "сооружаемые ВЛ" - при наличии общих требований к вновь сооружаемым ВЛ и к ВЛ, подлежащим техническому перевооружению и реконструкции;
- "проектирование новых ВЛ", "строительство новых ВЛ", "сооружение новых ВЛ", "вновь строящиеся ВЛ", "вновь сооружаемые ВЛ" - при наличии требований, которые относятся только к вновь сооружаемым ВЛ;
- "проектирование технического перевооружения и реконструкции ВЛ", "техническое перевооружение и реконструкция ВЛ", "реконструируемая ВЛ" - при наличии требований, распространяющихся только на ВЛ, которые подлежат техническому перевооружению и реконструкции.
При проектировании ВЛ напряжением 35-750 кВ надлежит также руководствоваться главой 2.5 Правил устройства электроустановок (ПУЭ) седьмого издания, другими нормативными и методическими документами, перечень которых приведен в приложении к настоящим НТП ВЛ, и директивными документами по техническому перевооружению и реконструкции электрических сетей.
Проектные решения, принимаемые в конкретных проектах ВЛ на основании указаний настоящих Норм, а также ПУЭ и других нормативных и методических документов, должны быть обоснованы.
1.2. При проектировании ВЛ должны быть обеспечены:
1.2.1. Надежная и качественная передача электроэнергии.
1.2.2. Экономическая эффективность ВЛ.
1.2.3. Внедрение прогрессивных проектных решений, обеспечивающих снижение ресурсных, трудовых и капитальных затрат при строительстве и эксплуатации.
1.2.4. Внедрение прогрессивных технологий строительных и монтажных работ.
1.2.5. Оптимальное использование земли, а также лесных угодий, т.е. применение конструкций и проектных решений, требующих при прочих равных условиях наименьшего отчуждения земли в постоянное и временное пользование и наименьшей площади вырубки леса.
1.2.6. Соблюдение требований экологической безопасности и охраны окружающей среды.
1.2.7. Ремонтопригодность всех применяемых конструкций.
1.2.8. Передовые методы эксплуатации, удобные и безопасные условия труда, возможность проведения ремонтных работ на ВЛ под напряжением.
1.2.9. Выполнение требований задания на проектирование и условий договора на производство проектно-изыскательских работ.
1.3. Проектирование ВЛ должно осуществляться с учетом опыта строительства и эксплуатации ВЛ, с использованием результатов научно-исследовательских и проектно-конструктивных работ по созданию новых типов оборудования и материалов, прогрессивных технологических процессов и строительных конструкций.
1.4. Проектирование новых ВЛ, а также технического перевооружения и реконструкции ВЛ, связанных с увеличением пропускной способности ВЛ (повышение напряжения и др.), должно выполняться на основании утвержденных в установленном порядке соответствующих схем развития электрических сетей.
1.5.Обязательным условием проектирования новых ВЛ и ВЛ, подлежащих техническому перевооружению и реконструкции при проложении их участков по новой трассе или установке дополнительных опор, является наличие разрешения на землепользование, полученного заказчиком.
Подготовка документации согласования по выбору трассы может выполняться проектной организацией по договору с заказчиком.
1.6. Проектирование ВЛ, как правило, выполняется на основании утвержденных (одобренных) в установленном порядке обоснований инвестиций, содержащих технические решения, финансовую и экономическую оценку эффективности инвестиций и технико-экономические и финансовые показатели предлагаемой к строительству ВЛ (в том числе период окупаемости, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, индекс доходности).
Проектирование на основании обоснований инвестиций является обязательным для ВЛ, сооружение которых осуществляется полностью или на долевых началах из государственного бюджета Российской Федерации и ее внебюджетных фондов, собственных финансовых ресурсов государственных предприятий.
По наиболее важным и крупным ВЛ (ВЛ, имеющие межгосударственное, федеральное, межрегиональное значение, межсистемные ВЛ), технически сложным ВЛ, а также ВЛ в сложных природных условиях строительства рекомендуется разработка обоснований инвестиций независимо от источника финансирования.
Основанием для разработки проектной документации ВЛ в качестве обоснования инвестиций могут служить схемы развития соответствующих электрических сетей и другие предпроектные материалы. Решение о проектировании ВЛ на основании этих работ принимается заказчиком (инвестором).
1.7. При необходимости сооружения новых ВЛ, проходящих в одном направлении с существующими, должны быть приведены технико-экономические обоснования целесообразности нового строительства по сравнению с увеличением пропускной способности существующих ВЛ с помощью различных технических средств (перевод на более высокое напряжение, увеличение сечения проводов и др.).
1.8. Проектирование технического перевооружения и реконструкции ВЛ осуществляется на основании документально оформленной оценки технического состояния элементов ВЛ, произведенной по результатам их обследования.
Оценка технического состояния производится путем проверки соответствия состояния элементов ВЛ нормам и правилам, действующим на момент обследования.
Обследование элементов ВЛ и оценка их технического состояния производится по заданию заказчика организациями, имеющими лицензию на право проведения обследования и расчетов элементов ВЛ. Результаты обследования и оценки состояния прикладываются к заданию на проектирование.
Рекомендуется участие в обследовании и оценке технического состояния представителей проектной и специализированных организаций.
1.9. При проектировании технического перевооружения и реконструкции ВЛ должно предусматриваться устранение дефектов, неисправностей и повреждений элементов ВЛ, нарушений на трассе, проявившихся в процессе эксплуатации.
Основные технические требования к элементам ВЛ, допустимые отклонения от нормального положения, состояние элементов ВЛ, допуски и нормы отбраковки принимаются в соответствии со СНиП и действующими нормативно-техническими документами.
Для конкретных объектов величины допустимых значений дефектов, неисправностей и пр. уточняются на основании расчета с использованием данных обследования. При необходимости работоспособность конструкций и элементов ВЛ может быть проверена путем проведения испытаний.
При проектировании технического перевооружения и реконструкции допускается по согласованию с Заказчиком и с системным оператором по вопросам, входящим в его компетенцию, оставление без изменений конструкций, технических и других решений, принятых на существующей ВЛ, если, несмотря на их несоответствие нормам, действующим на момент выполнения технического перевооружения (реконструкции), они удовлетворяют требованиям правил техники безопасности, производственной санитарии, ПТЭ и в процессе эксплуатации отсутствовали отказы ВЛ по причине этого несоответствия. При этом снижение наименьших расстояний от проводов ВЛ до поверхности земли, зданий, сооружений и пересекаемых объектов не допускаются.
1.10. В проектно-сметную документацию технического перевооружения (реконструкции) ВЛ для обеспечения в дальнейшем ее надежной эксплуатации по решению заказчика могут включаться работы, относящиеся по своему характеру к работам, выполняемым при техническом обслуживании.
1.11. Технические решения, связанные с повышением пропускной способности или с повышением надежности существующей ВЛ при проектировании технического перевооружения и реконструкции должны, как правило, приниматься на основе технико-экономического сравнения вариантов, выполняемого в предпроектных материалах.
1.12. До начала выполнения проектной документации по заданию заказчика может разрабатываться бизнес-план, в котором определяются цели разработки проекта, необходимые инвестиции, производственные издержки, период окупаемости, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, индекс доходности, производится подтверждение кредиторам гарантий по кредитам, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия, в состав которого входит проектируемая ВЛ.
1.13. При переводе ВЛ на более высокое напряжение должны быть обеспечены требования ПУЭ и НТП ВЛ к линиям этого напряжения.
1.14. При проектировании технического перевооружения (реконструкции) ВЛ с утяжелением климатических условий производится проверка всех элементов ВЛ на повышенные нагрузки с последующим обеспечением соответствия прочности элементов ВЛ новым нагрузкам (с учетом п.1.9 настоящих Норм).
1.15. При проектировании ВЛ рекомендуется применять стандартное оборудование и материалы и унифицированные или типовые конструкции опор, фундаментов и других элементов линий, прошедшие все требуемые испытания и положительно зарекомендовавшие себя в эксплуатации.
При разработке проектов ВЛ следует рассматривать целесообразность использования новых прогрессивных технических решений, оборудования, конструкций и материалов, применение которых подтверждено практикой, а при их нахождении в процессе освоения или экспериментальной проверки - целесообразность их установки в опытно-промышленную эксплуатацию.
При применении новых материалов и конструкций элементов ВЛ и других новых технических решений должны проводиться их испытания и приемка в установленном порядке.
Применяемые на ВЛ провода, тросы, изоляторы и арматура должны иметь сертификаты соответствия.
1.16. ВЛ в особых условиях (в горах, пустынях с подвижными песками, районах с вечномерзлыми грунтами, солончаками, районах Крайнего Севера, районах со сложными климатическими условиями по п.7.1 настоящих Норм и т.д.), ВЛ новых классов напряжения или нового конструктивного исполнения должны, как правило, проектироваться на основе соответствующих проектно-конструкторских и, при необходимости, научно-исследовательских работ, источники финансирования этих работ, сроки их выполнения и исполнители указываются в обосновании инвестиций или в задании на проектирование. Сроки выполнения проектных работ должны быть увязаны со сроками получения результатов проектно-конструкторских и научно-исследовательских работ.
1.17. Для систем передачи информации, релейной защиты и противоаварийной автоматики, АСУТП и АИИСКУЭ, при проектировании ВЛ необходимо предусматривать высокочастотные каналы по проводам и проводящим грозозащитным тросам, оптические кабели связи, размещаемые на элементах ВЛ, или другие виды связи.
1.18. При проектировании ВЛ, находящихся в зоне наведенного напряжения других ВЛ, при необходимости расчетным путем следует определять значение этого напряжения. Этим же путем следует определять уровень наведенного напряжения на существующих ВЛ и, в случае необходимости, предусматривать мероприятия по обеспечению безопасного обслуживания ВЛ.
2.1. Выбор трассы ВЛ, в т.ч. новых участков трассы ВЛ, подлежащей техническому перевооружению (реконструкции), ее экологическое обоснование, согласование и инженерные изыскания должны выполняться в соответствии с требованиями действующих государственных и ведомственных стандартов, нормативных и методических документов.
2.2. Выбор трассы производится на основании технико-экономического сравнения конкурирующих вариантов и должен учитывать:
- природные особенности территории (рельеф, климат, наличие опасных геологических процессов по СНиП 2.01.15-90 "Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения проектирования" и т.д.);
- состояние природной среды (загрязнение атмосферы, агрессивность грунта, подземных вод и т.д.);
- современное хозяйственное использование территории;
- ценность территории (природоохранная, культурная, национальная, особо охраняемые природные объекты и пр.);
- возможный ущерб, причиняемый природной и социальной среде, а также возможные изменения в окружающей природной среде в результате сооружения BЛ и последствия этих изменений для природной среды, жизни и здоровья населения;
- на залесенных территориях прохождение трассы по следующим вариантам:
1) по лесу с вырубкой просеки в соответствии с требованиями главы 2.5 ПУЭ;
2) обход лесного массива;
3) сооружение ВЛ над лесом;
- условия строительства и эксплуатации.
2.3. Выбор трассы новой ВЛ необходимо производить на основании утвержденной схемы развития электрических сетей, наиболее рационального размещения подстанций и возможности выхода всех отходящих от них ВЛ.
При прохождении ВЛ по населенной местности трасса предоставляется заказчиком в соответствии с утвержденной градостроительной документацией (генеральными планами городов и других населенных пунктов, схемами и проектами планировки и застройки территориальных образований и др.).
2.4. Трасса ВЛ должна быть, по возможности, кратчайшей, учитывая при этом условия отчуждения земли, вырубки просек в насаждениях, комплексного использования охранной зоны и приближена к дорогам и существующим ВЛ. Допускается при наличии технико-экономического обоснования прохождение ВЛ в насаждениях без вырубки просеки на повышенных опорах с расположением проводов над деревьями (см. также п.2.5 настоящих Норм).
2.5. При выборе трассы ВЛ обходу, как правило, подлежат населенные пункты, промышленные предприятия, массивы орошаемых, осушенных и других мелиорированных земель, многолетние плодовые насаждения и виноградники, участки с высоким естественным плодородием почв и другие приравненные к ним земельные угодья, зоны санитарной охраны курортов, заповедники, памятники истории и культуры. При прохождении ВЛ в зонах санитарной охраны курортов и заповедниках рекомендуется выполнять ВЛ на повышенных опорах без вырубки просек по п.2.4 настоящих Норм.
2.6. На подходах к электростанциям и подстанциям трасса ВЛ должна прокладываться в соответствии с планом разводки всех подходящих ВЛ различных напряжений, составленным с учетом развития энергосистемы. План разводки ВЛ от проектируемых электростанций и подстанций разрабатывается организациями, их проектирующими.