Расчетные скорости и нагрузки
3.1. Расчетные скорости движения для проектирования элементов плана и продольного профиля следует принимать по табл.3, в которой приведены также скорости, принятые при расчете элементов поперечного профиля и других элементов, зависящих от скорости движения.
Таблица 3
Категория дорог | Расчетные скорости в км/ч | |||||
основные | допускаемые на трудных участках | |||||
пересеченной местности | горной местности | |||||
для расчета элементов плана и продольного профиля | принятые при расчете элементов поперечного профиля и других, зависящих от скорости | для расчета элементов плана и продольного профиля | принятые при расчете элементов поперечного профиля и других, зависящих от скорости | для расчета элементов плана и продольного профиля | принятые при расчете элементов поперечного профиля и других, зависящих от скорости | |
I | 150 | 120 | 120 | 100 | 80 | 80 |
II | 120 | 100 | 100 | 90 | 60 | 60 |
III | 100 | 90 | 80 | 80 | 50 | 50 |
IV | 80 | 80 | 60 | 60 | 40 | 40 |
V | 60 | 60 | 40 | 40 | 30 | 30 |
Расчетные скорости, установленные в табл.3 для трудных участков пересеченной и горной местности, допускается принимать только при соответствующем обосновании с учетом местных условий для каждого конкретного участка проектируемой дороги.
Расчетные скорости при проектировании дорог III-п и IV-п категорий для пропуска в основном грузовых автомобилей (90% и более общей интенсивности движения) преимущественно большой и особо большой грузоподъемности, а также для патрульных и служебных дорог при соответствующем технико-экономическом обосновании допускается уменьшать против соответствующих значений, приведенных в табл.3, но не более чем на 30%.
Примечания: 1. В табл.3 для расчета элементов плана и продольного профиля приведены наибольшие возможные скорости движения одиночных автомобилей, исходя из безопасности движения при нормальных условиях сцепления колес автомобилей с покрытием проезжей части (сухая или увлажненная чистая поверхность покрытия).
2. К трудным участкам пересеченной местности относится рельеф, прорезанный часто чередующимися глубокими долинами с разницей отметок долин и водоразделов более 50 м на расстоянии не более 0,5 км, с боковыми глубокими балками и оврагами, в отдельных случаях с неустойчивыми склонами. К трудным участкам горной местности относятся участки перевалов через горные хребты и участки горных ущелий со сложными, сильно изрезанными или недостаточно устойчивыми склонами.
3. Для автомобильных дорог, проектируемых на подходах к городам, при наличии вдоль трассы дорог капитальных дорогостоящих сооружений и лесных массивов, а также в случаях пересечения дорогами территорий, занятых особо ценными сельскохозяйственными техническими культурами и садами, при соответствующем технико-экономическом обосновании (согласно п.1.2) допускается принимать значения расчетных скоростей, установленные в табл.3 для трудных участков пересеченной местности.
3.2. Нормативную подвижную нагрузку для расчета прочности дорожных одежд и инженерных устройств, а также проверки устойчивости земляного полотна следует принимать:
а) по ГОСТ 9314-59 - для дорог I-III категорий, исходя из условия пропуска автомобилей и автопоездов с весовыми параметрами автомобилей группы А;
б) по ГОСТ 9314-59 - для дорог IV и V категорий из условия пропуска автомобилей и автопоездов группы Б;
в) на основе данных технико-экономических расчетов согласно п.1.3 - для дорог III-п и IV-п категорий из условия пропуска принятых расчетных типов автомобилей и автопоездов.
3.3. Расчет прочности дорожных одежд на указанные в п.3.2 нагрузки следует производить:
а) нежесткого типа - согласно специальной инструкции по назначению конструкции и расчету дорожных одежд и указаний раздела 6 настоящей главы;
б) жесткого типа - согласно общим методам конструирования и расчета бетонных и железобетонных плит на упругом основании.
Основные параметры поперечного профиля дорог
3.4. Основные параметры поперечного профиля проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог в зависимости от их категории следует принимать для дорог I-V категорий по табл.4, а параметры остановочных площадок, стоянок для автомобилей, переходно-скоростных полос - согласно указаниям раздела 10.
Таблица 4
Наименование элементов | Основные параметры поперечного профиля проезжей части и земляного полотна для дорог I-V категорий | ||||
I | II | III | IV | V | |
1. Число полос движения в шт. | 4 и более | 2 | 2 | 2 | 1 |
2. Ширина полосы движения в м | 3,75 | 3,75 | 3,5 | 3 | - |
3. Ширина проезжей части в м | 15 и более | 7,5 | 7,0 | 6,0 | 4,5 |
4. Ширина обочин в м | 3,75 | 3,75 | 2,5 | 2,0 | 1,75 |
5. Наименьшая ширина разделительной полосы между разными направлениями движения в м | 5 | ||||
6. Ширина земляного полотна в м | 27,5 и более | 15 | 12 | 10 | 8 |
Примечание. Наименьшую ширину разделительной полосы между разными направлениями движения на дорогах I категории, проектируемых для пропуска значительной части высокоскоростных автомобилей (когда легковые автомобили, междугородние автобусы и другие транспортные средства с высокими динамическими характеристиками составляют 50% и более общего транспортного потока), следует принимать - 6 м, а ширину земляного полотна соответственно увеличивать на 1 м против норм, приведенных в табл.4. |
3.5. Основные параметры поперечного профиля проезжей части и земляного полотна подъездных дорог III-п и IV-п категорий следует принимать по табл.5.