Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века N 4 (135), 2010

Рубрика: Технологии

О.В.Дидковская, доктор экон. наук,

руководитель филиала ФГУ

"Федеральный центр ценообразования в строительстве"

по Самарской области, зав. кафедрой СГАСУ

"Неслучайное" ценообразование в строительстве



В статье анализируются факторы, влияющие на формирование цены строительной продукции, а также расчеты за выполненные работы в условиях госрегулирования строительного рынка.

Прозрачность системы ценообразования, доступность информации, единообразие законодательной базы (однозначность, недвусмысленность, преемственность нормативно-правовых актов в системе законодательного регулирования отрасли) - вот три неотъемлемых условия движения строительного комплекса по эффективному пути своего развития.

В условиях кризиса финансового сектора экономики и нестабильности в производственной сфере идентифицировать текущее состояние рынка и тем более спрогнозировать характер и темпы его дальнейшего развития практически невозможно. Политика участников строительного рынка сегодня крайне разнообразна: одни не готовы снижать цены, другие идут на все (даже балансируя на пороге безубыточности), третьи занимают выжидательную позицию, четвертые перекрывают доступ к информации о своей деятельности, остальные выбирают другие тактики поведения. В таких условиях сегодняшняя цена любого вида продукции, в том числе строительной, содержит в себе значительную долю "случайности", диктуемую экономическим положением субъектов рынка. Это цена каждого отдельно взятого объекта (работы, услуги), в то время как объективной рыночной цены нет.

В сложившейся ситуации, по нашему убеждению, приоритет, к сожалению, - у затратного способа ценообразования в строительстве, равно как и у затратного подхода в оценке недвижимости. Именно он позволяет на вопрос "Сколько стоит дом построить?" или "Сколько стоит та или иная строительная работа?" ответить с высокой степенью точности. Ни в условиях становления рыночных отношений, ни в предкризисный период, ни тем более в условиях кризиса с учетом специфики российской экономики и сложившейся системы ценообразования на строительную продукцию нет иного способа, чем расчетный, для обоснования строительных затрат. Ведь сущность затратного подхода формирования стоимости строительства синтезирует в себе нормативный и рыночный методы ценообразования. Во-первых, участники строительного процесса при построении своих взаимоотношений опираются на нормативы. Независимо от позитивного либо негативного к ним отношения они общеприняты и работают. Не стоит умалять достоинства советского периода в части нормотворческой деятельности. В советское и российское время строительным комплексом была сформирована огромная нормативная база, принятая основной массой его участников. Да, нормативы могут корректироваться согласно требуемым условиям, но их основополагающая роль в определении стоимости бесспорна. Рыночный же подход в затратном ценообразовании реализуется на уровне каждой отдельно взятой единицы ресурса (трудового, технического, материального). Вся "махина" норм и нормативов раскладывается на элементные кусочки, элементные ресурсные показатели (чел.-ч, маш.-ч, т, км, шт.), каждый из которых имеет рыночное обоснование - сформированную рыночную цену. Таким образом, определяя стоимость строительства, мы опираемся на нормативную базу и рыночную цену каждой единицы ресурсов. В целом рынок строительной продукции на сегодня нельзя считать сформировавшимся, к нему мы только подходим. "Рыночная определенность" присуща лишь отдельным его ячейкам - видам работ, конструктивным элементам, законченным объектам капитального строительства различного масштаба - в форме стоимостных показателей объектов-аналогов, системы укрупненных показателей конструктивных элементов, видов работ и инженерных коммуникаций.

Мы неоднократно обсуждали в своих публикациях вопросы влияния законодательных нововведений в инвестиционно-строительной деятельности. И в особенности - проблематику, связанную с исполнением принимаемых законов и подзаконных актов. В большинстве случаев основной причиной проблем называют несовершенство законодательства. У нас несколько иной взгляд на ситуацию. Законодательство само по себе совершенно. Однако при развитой законодательной базе ведомственные нормативные акты, издаваемые во исполнение федеральных законов, нередко оставляют желать лучшего или вовсе отсутствуют. А ведь для эффективной работы пусть даже "идеального" закона необходима система подзаконных актов различных уровней (федерального, регионального, местного). Без нее законы хороши, но не в полной мере работоспособны.

Система нормативно-правовых актов различной юридической силы, регулирующая вопросы определения стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, а также взаимоотношения участников инвестиционно-строительного процесса (ИСП), выглядит так:

1. Конституция РФ, международные конвенции;

2. Федеральные законы - Гражданский, Градостроительный, Налоговый, Земельный кодексы, др.;

3. Указы президента РФ и постановления правительства РФ.

В отдельную группу можно выделить систему методических и нормативных документов, регулирующих вопросы сметного нормирования и ценообразования в строительстве.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.