Статус документа
Статус документа

Устав аварийно-спасательных формирований по организации и ведению газоспасательных работ

Глава 2

Выезд дежурного отделения спасателей по сигналу об аварии и подготовка к выполнению оперативного задания

11. Успех локализации аварийной ситуации и оказание своевременной помощи пострадавшим в значительной степени зависит от своевременного вызова и быстроты прибытия дежурного отделения спасателей к месту аварии. Поэтому при получении первого сообщения об аварии, диспетчер обеспечивает немедленный вызов аварийно-спасательного формирования согласно ПЛАС.

12. При получении аварийно-спасательным формированием извещения об аварии, дежурный у средств связи немедленно включает сигнал "тревога", заполняет путевку на выезд в двух экземплярах под копирку (приложение В) и вручает первый экземпляр старшему командиру (командиру отделения), совместно с ПЛАС аварийного объекта и Аварийной карточкой.

Находящиеся на дежурстве спасатели, водители оперативного автотранспорта, командиры подразделения бегом направляются в оперативный гараж, выстраиваются у автомобиля, по команде старшего командира садятся в оперативные автомобили и выезжают на аварийный объект.

13. Отделение, выезжающее первым, должно иметь путевку на выезд, ПЛАС для данного объекта и комплект Аварийных карточек.

Запрещается задерживать отделение, выезжающее первым, в случае отсутствия старшего командира (командир АСФ, заместитель командира АСФ).

14. Командир отделения после посадки в автомобиль:

- определяет маршрут (путь) движения к аварийному объекту с учетом вида аварии и метеоусловий;

- сообщает спасателям, в соответствии с Аварийной карточкой, тип защитной одежды, в которую обязаны переодеться спасатели, напоминает основные токсические, взрыво- и пожароопасные особенности химического вещества, в условиях которого предстоит выполнять газоспасательные работы, предполагаемое место размещения газоспасательной базы;

- определяет порядок ведения связи между личным составом отделения;

- обеспечивает размещение автомобиля вблизи аварийного объекта с наветренной стороны вне пределов загазованной зоны и возможного поражения от взрыва.

15. Спасатели, которым предстоит выполнять работы в загазованной среде, и командир отделения начинают, если это возможно, переодевание в спецодежду, надевание изолирующих костюмов и дыхательных аппаратов в пути следования.

16. В случае возникшего непредвиденного препятствия при следовании оперативного транспорта в зону чрезвычайной ситуации или поломки транспорта, командир, возглавляющий отделение, обязан принять меры, обеспечивающие быстрейшее прибытие спасателей к месту проведения работ по ликвидации чрезвычайной ситуации: использовать проходящий транспорт, вызвать по рации (телефону) транспортное средство из места дислокации АСФ или обслуживаемого предприятия, принять другие меры (приложение Г).

Если препятствие для дальнейшего следования оперативного транспорта возникло вблизи зоны ЧС, командир принимает решение о следовании спасателей с минимальным техническим оснащением отделения (приложение Д) к аварийному объекту пешим порядком.

17. Руководитель цеха (смены) после вызова аварийно-спасательного формирования обеспечивает его встречу для информации об обстановке и выдачи задания на ведение газоспасательных работ.

18. По прибытии отделения на аварийный объект:

- личный состав отделения выходит из автомобиля с минимальным техническим оснащением (приложение Д), готовит оснащение к применению;

- старший командир аварийно-спасательного формирования (руководитель газоспасательными работами) выясняет обстановку у встречающего лица, получает задание от ответственного руководителя работ по ликвидации аварии, а в его отсутствие принимает решение о действии прибывшего отделения спасателей в соответствии с ПЛАС, Аварийной карточкой, Уставом АСФ;

-  командир отделения получает задание от старшего командира (руководителя газоспасательными работами), а в его отсутствие самостоятельно выясняет обстановку у встречающего или ответственного руководителя ликвидации аварии и действует в соответствии с полученным заданием, а при их отсутствии руководствуется ПЛАС, требованиями настоящего Устава, Аварийной карточкой.

19. После получения задания командир отделения объясняет личному составу отделения обстановку, возможные осложнения, объявляет задание и меры безопасности при его выполнении (с учетом рекомендаций, изложенных в Аварийной карточке), маршрут движения; уточняет место расположения газоспасательной базы и указывает способ связи с базой; дает команду о взятии дополнительного оснащения и его проверке; дает команду об экстренном включении в дыхательные аппараты, контролирует правильность включения, определяет минимальное начальное давление дыхательного газа в аппаратах отделения, включается в аппарат и следует с отделением в загазованную атмосферу для выполнения задания. Величина минимального начального давления дыхательного газа в аппаратах отделения фиксируется в оперативном журнале работ по ликвидации аварии (приложение П).

Выяснение обстановки, выдача задания личному составу отделения и его подготовка к выполнению задания должны выполняться в максимально сжатые сроки.

20. С целью максимального использования технических возможностей комплексных средств индивидуальной защиты, спасатели, перед входом в загазованную зону и в процессе выполнения оперативного задания, обязаны производить расчеты расхода дыхательного газа для возвращения спасателей и допустимого времени работы в непригодной для дыхания атмосфере (приложения Ж, И, Л).

Допустимое время выполнения газоспасательных работ определяется одним из способов:

- командир отделения должен определить минимальное давление дыхательного газа, учесть израсходованный газ при движении вперед, а затем произвести расчет дыхательного газа для возвращения (приложение Ж);

- расчетом допустимого времени работы спасателей в зависимости от начального давления дыхательного газа в баллонах изолирующих аппаратов, его расхода при движении к месту работы и резервируемого давления для безопасного возвращения из непригодной для дыхания атмосферы (приложение И).

21. Начальное давление дыхательного газа определяется по наименьшему в отделении, а давление, израсходованное на движение вперед в разведке или к месту работы, - по наибольшему в отделении (см. приложение Ж, пример расчета).

22. При выполнении газоспасательных работ в изолирующих костюмах необходимо учитывать их защитные способности, в зависимости от агрессивности среды и концентрации химического вещества (приложение К), а также температуры окружающей среды.

23. В случае невозможности контролировать в загазованной среде расход дыхательного газа в изолирующих аппаратах (расположение дыхательного аппарата под защитным костюмом, очень плохая видимость и другие причины), необходимо: