Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р 53646-2009
(ИСО 14509:2000)

Группа Т34

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Шум машин

ИЗМЕРЕНИЕ ШУМА МАЛЫХ МОТОРНЫХ ПРОГУЛОЧНЫХ СУДОВ

Noise of machines. Measurement of airborne sound emitted by powered small recreational craft



ОКС 17.140.20

Дата введения 2010-12-01

     

Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АНО "НИЦ КД") на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 358 "Акустика"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 997-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 14509:2000* "Малые суда. Измерение воздушного шума моторных прогулочных судов" с учетом изменения N 1 к нему (ISO 14509:2000 Adm. 1:2004 "Small craft - Measurement of airborne sound emitted by powered recreational craft. Amendment 1") путем изменения отдельных фраз, которые выделены курсивом**, и внесения технических отклонений, объяснение которых приведено в дополнительном приложении ДА.

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей.

** В бумажном оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов в разделах "Предисловие", "Нормативные ссылки" и пункте ДА.17 приложения ДА приводятся обычным шрифтом, остальные по тексту документа выделены полужирным курсивом. - Примечание изготовителя базы данных.


Наименование настоящего стандарта изменено для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (пункт 3.5)

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает технический метод измерения максимального уровня звука внешнего шума и метод измерения уровня звукового воздействия при движении моторных прогулочных судов длиной до 24 м, включая суда со стационарным двигателем, кормовым приводом или подвесным мотором, а также суда индивидуального пользования (водные мотоциклы, скутеры и т.п.). Кроме того, стандарт устанавливает требования к стандартному судну, используемому для типовых испытаний на шум подвесных моторов и кормовых приводов со встроенной системой выхлопа.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 53188.1-2008 Шумомеры. Часть 1. Технические требования (МЭК 61672:2002 "Электроакустика. Шумомеры. Часть 1. Технические требования", MOD)

ГОСТ Р МЭК 60942-2009 Калибраторы акустические. Технические требования и требования к испытаниям (МЭК 60942:2003 "Электроакустика. Звуковые калибраторы", IDТ)

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочного стандарта в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 типовые испытания прогулочного судна (type tests for recreational craft): Испытания для проверки соответствия установленным изготовителем требованиям или нормам шума движущегося судна или подвесного мотора (кормового привода со встроенной системой выхлопа), установленного на стандартном судне.

3.2 контрольные испытания прогулочного судна (monitoring tests for recreational craft): Испытания для проверки того, что движущееся судно или подвесной мотор (или кормовой привод со встроенной системой выхлопа), установленный на любом судне, имеют шум в установленных пределах и после первичной приемки или модификации значительные изменения шума отсутствуют.

Примечание - Повторные типовые испытания могут потребоваться в случае существенного изменения испытуемого объекта.

3.3 максимальный уровень звука прогулочного судна (maximum AS-weighted sound pressure level for recreational craft, maximum AS-weighted sound pressure level) , дБА: Максимальный уровень звука движущегося на установленном режиме судна, измеренный на временной характеристике ("медленно") по ГОСТ Р 53188.1.

3.4 доза шума (A-weighted sound exposure) , Па·с: Интеграл по времени квадрата корректированного по частотной характеристике шумомера (далее - корректированного по ) звукового давления на установленном временном интервале или на продолжительности события.

Примечание - Дозу шума на установленном временном интервале (например, при прохождении судна) рассчитывают по формуле

,                                                   (1)


где - квадрат мгновенного звукового давления;

и - начало и конец интервала интегрирования соответственно (см. А.7.2).

3.5 уровень звукового воздействия (A-weighted sound exposure level) , дБА: Величина, равная десяти десятичным логарифмам отношения дозы шума к опорному значению дозы , равному произведению квадрата звукового давления 20 мкПа на опорное значение продолжительности 1 с (4х10 Пас).

Примечания

1 Уровень звукового воздействия события [например, прохождения судна (см. А.7.2)] заданной продолжительности , связан с эквивалентным уровнем звука зависимостью

,          (2)


где - квадрат мгновенного звукового давления.

2 Для обозначения уровня звукового воздействия применяют аббревиатуру "SEL".

3 В настоящем стандарте уровень звукового воздействия характеризует звуковое излучение источника шума, а не уровень воздействия шума на человека.

3.6 фоновый шум (background noise for reacreational craft, background noise): Шум других источников, кроме испытуемого судна.

Пример - Шум плеска волн об испытуемое судно или о берег, шум других судов или оборудования, шум ветра.

3.7 кормовой привод (stern drive): Любая силовая установка с двигателем, установленным внутри судна, и трансмиссией/приводом вне корпуса судна.

3.8 кормовой привод со встроенной системой выхлопа (stern drive with integral exhaust systems): Любой кормовой привод, поставляемый как единый модуль с системой выхлопа газов через трансмиссию/привод.

     4 Обозначения величин


В настоящем стандарте применяют следующие обозначения величин:

- максимальный измеренный уровень звука при прохождении судна, дБА;

- уровень звука фонового шума, дБА;

- максимальный уровень звука судна, равный , скорректированному на фоновый шум по 8.3 и влияние измерительного расстояния по 9.2, дБА;

- измеренный уровень звукового воздействия при прохождении судна, дБА;

- уровень звукового воздействия фонового шума, дБА;

- уровень звукового воздействия судна, равный , скорректированному на фоновый шум по А.5 и измерительное расстояние по А.6, дБА.

     5 Измеряемая величина


Измеряемой величиной при прохождении судна является максимальный уровень звука .

По этой величине определяют , внося при необходимости коррекцию на фоновый шум и поправку на влияние измерительного расстояния.

     6 Неопределенность измерений


В таблице 1 указаны вероятные источники неопределенности и приведены оценки стандартного отклонения каждого из них, основанные на экспериментальных данных. Эти источники принимают независимыми. Суммарное стандартное отклонение рассчитывают как квадратный корень из суммы квадратов стандартных отклонений, указанных в таблице 1.


Таблица 1 - Источники неопределенности и оценки стандартного отклонения воспроизводимости

Источник неопределенности

Стандартное отклонение воспроизводимости максимального уровня звука , обусловленное влиянием источника неопределенности, дБА

Измерительное расстояние

0,25

Средства измерений

1,0

Условия распространения звука

1,5

Волны, течения и приливы

1,5

Влияние оператора(ов)

0,2

Влияние изменения места испытаний

1,0

Режим работы

0,5

Оценка суммарного стандартного отклонения

2,6



     7 Средства измерений

          

     7.1 Требования к средствам измерений


Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs