Нормы технологического проектирования портов на внутренних водных путях

     4.4. Территория, акватория и водные походы

     

А. Территория порта

4.4.1. Для речных портов за расчетную отметку территории следует принимать:

- при вертикальном профиле набережной - отметку кордона набережной (без учета высоты колесоотбойного устройства),

- при откосном (с бычками без бычков) или полуоткосном профиле набережной - отметку верхней бровки откоса.

4.4.2. Отметку территории портов определяют в зависимости от их категории, режима уровней рек или водохранилища и уровней ледохода.

4.4.3. Отметку территории портов, расположенных на незарегулированных реках, следует назначать на уровне пика половодья с расчетной вероятностью превышения уровня:

- для портов 1 категории - 1%,

- для портов 2 и 3 категории - 5%,

- для портов 4 категории и пристаней - 10%.

Примечания:

1. При реконструкции или расширении действующего порта и соответствующем технико-экономическом обосновании допускается принимать существующие отметки территории и дна акватории.

2. Отметку территории портов и причалов промышленных предприятий, являющихся их неотъемлемым технологическим звеном и расположенным на общей территории, при соответствующем технико-экономическом обосновании, допускается принимать равной отметке территории предприятия.

3. Отметку территории служебных причалов комплексного обслуживания флота, причалов для приема с судов хозяйственно-бытовых стоков, пищевых отходов и сухого мусора следует назначать по категории порта, который они обслуживают.

4.4.4. Отметки территории портов, оснащенных береговым перегрузочным оборудованием, а также застроенных зданиями и сооружениями, должны быть на 0,2 м выше отметки наивысшего уровня ледохода 2% обеспеченности с учетом заторных явлений.

В случае невозможности или экономической нецелесообразности повышения отметки территории должны быть предусмотрены меры, гарантирующие защиту от повреждения ледоходом оборудования, зданий и сооружений.

4.4.5. При выборе отметки территории портов (за исключением территорий причалов с навигационным грузооборотом 5,0 тыс. т и менее), кроме требований, изложенных в пункте 4.4.3, необходимо, чтобы перерыв в грузовых работах на причалах в период прохождения расчетного паводка не превышал 2% расчетной продолжительности навигационного периода.

4.4.6. Для портов, на открытых площадках которых складируются грузы, допускающие их кратковременное затопление, допускается снижать отметку территории у кордона, принимая ее по следующей за ней категории. Снижение отметки территории для четвертой категории порта не допускается.

4.4.7. Причалы с навигационным грузооборотом 5 тыс.т и менее допускается устраивать с пониженной площадкой. При этом отметку следует назначать с учетом вида  грузов и продолжительности навигационного периода.

Затопляемую площадку необходимо ограждать стационарными или плавучими навигационными  знаками.

4.4.8. Для портов и пристаней, расположенных на водохранилищах, отметку территории следует устанавливать, как правило, на 2 м выше нормального подпорного уровня (НПУ). Принятая отметка должна быть не ниже определенной в соответствии с п.п.4.4.3-4.4.6 настоящих Норм.

При надлежащем технико-экономическом обосновании (с учетом эксплуатации инженерных сетей, покрытий, сооружений) превышение отметки территории над НПУ может быть принято не менее 2 м.

4.4.9. В отдельных случаях с учетом рельефа площадки, характера летне-осенних паводков или эксплуатационных условий (типы судов, вид перегрузочных механизмов, возможность подъезда наземного транспорта и др.)  отметки территории у кордона причалов портов могут быть выше установленных п.п.4.4.3-4.4.7. Такое повышение должно быть в каждом случае обосновано.

4.4.10. Отметка пола закрытых складов, служебных зданий порта в зависимости от его категории должна быть не ниже уровня пика половодья с вероятностью превышения:

- при категории порта - 1

- 0,5%

- при категории порта - 2 и 3

- 1,0%

- при категории порта - 4 и пристаней

- 5,0%

4.4.11. С целью обеспечения поверхностного стока территория порта должна быть спланирована в сторону водоприемных или водоотводных устройств. При этом уклоны открытых площадок для складирования грузов принимают не менее 5 и не более 20 промиллей.