Настоящие нормы технологического проектирования речных портов разработаны с целью создания единого нормативного документа и установления необходимых нормативных положений, соблюдение которых позволит обеспечить:
соответствие транспортных услуг и строительной продукции своему назначению и требованиям потребителя (заказчика);
рациональное использование материальных и трудовых ресурсов, повышение эффективности капитальных вложений без снижения необходимого уровня надежности строительных конструкций и систем инженерного оборудования зданий и сооружений речных портов.
Основная направленность норм и технических требований - защита прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции и повышение ее качества, а также оптимизация проектных решений, принимаемых на всех этапах создания и эксплуатации объектов речного транспорта.
Учитывая возросшие требования в области охраны окружающей среды, необходимость соблюдения действующих нормативных актов и документов, которые необходимо учитывать с целью уменьшения наносимого природной среде ущерба при строительстве и эксплуатации речных портов, а также обеспечения экологической безопасности населения, одновременно с разработкой настоящих Норм, Гипроречтрансом при участии Ленморниипроекта были разработаны разделы "Оценка воздействия на окружающую среду" и "Охрана окружающей среды", подлежащие использованию при обосновании инвестиций в строительство и в проектах на строительство. Эти разделы оформлены в виде отдельного документа (п.6.65, приложение 1), поэтому в настоящих Нормах в подразделе 4.9 приведена только необходимая ссылка.
В настоящее время существенно возросли международные связи России с зарубежными странами, что привело к увеличению объема перевозок экспортно-импортных грузов, пассажиров, въезжающих (или выезжающих) в Россию. Кроме того, из-за распада СССР существенно изменился также порядок перевозок пассажиров между Россией и рядом стран СНГ, прием и оформление которых должны осуществляться по международным стандартам, т.е. с пограничным, таможенным и другими видами контроля не только в морских, но и в речных портах.
В связи с необходимостью интеграции внутреннего водного транспорта в общеевропейскую воднотранспортную сеть, важностью участия России в едином Европейском рынке по предоставлению на внутренних водных путях транспортных услуг Минтрансом России приняты соответствующие решения о подготовке к открытию ряда устьевых портов для приема и обработки в них иностранных судов. Среди первоочередных задач, как одной из обязательных и достаточно сложных, является необходимость создания в портах, которые будут открыты для захода иностранных невоенных судов, режимных зон, таможенных складов и др. зданий и сооружений, включая их обустройство и оборудование.
С учетом изложенных выше обстоятельств необходимо учитывать действующие нормативные документы, регламентирующие нормативные требования по проектированию и строительству зданий и сооружений, предназначенных для пропуска грузов и пассажиров через государственную границу иностранных и российских судов заграничного плавания, членов экипажа, грузов и пассажиров, отражающие специфику пограничного, таможенного и др. видов контроля в речных и морских портах.
Основные положения и специфические требования, касающиеся условий пограничного и других видов контроля в речных портах, приведены в (в подразделе 4.6).
Нормативные требования, включенные в настоящий документ, отражают отраслевую специфику, которую необходимо учитывать с целью достижения наилучшей эффективности при строительстве и эксплуатации зданий, сооружений и транспортного флота на внутренних водных путях Российской Федерации.
Дополнительные цели и задачи, если таковые ставятся при разработке проектной документации (например: использование зданий и сооружений порта в межнавигационный период, т.е. не только по их прямому назначению; деятельность порта в кооперации с другими предприятиями и т.п.), в настоящих нормах не регламентируются и могут быть отражены и реализованы Заказчиками (инвесторами), проектными организациями и др. участниками инвестиционного процесса.