НОРМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ПОРТОВ НА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЯХ
УТВЕРЖДЕНЫ Заместителем руководителя Службы речного флота Минтранса России А.М. Зайцевым 12.1997 г.
Генеральный директор Д.В.Чимбуров
Главный инженер, к.т.н. В.Ф.Самарин
Главный инженер проекта В.А.Кузнецов
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. РАЗРАБОТАНЫ Открытым акционерным обществом "ГИПРОРЕЧТРАНС".
В разработке настоящего нормативного документа участвовали:
- от Гипроречтранса - Д.В.Чимбуров
В.А.Кузнецов (руководитель темы), к.т.н. Самарин В.Ф., Востоков В.З., Б.А.Садков, В.П.Филатов, А.Л.Ренковский, В.Д.Смирнов, Л.В.Сысоев, В.И.Плотникова, В.Е.Ристлакки, В.И.Федоряк, В.А.Большаков, Е.Н.Кузин
- от Росречфлота - В.И.Никишин
ВНЕСЕНЫ Службой речного флота Минтранса России
(Отдел развития водных путей Департамента внутренних водных путей; Отдел портов Департамента регулирования производственной деятельности речного транспорта).
2. УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ
Службой речного флота Минтранса России
3. ВЗАМЕН
- Временных норм технологического проектирования портов и пристаней (утверждены Минречфлотом РСФСР 25.12.1975 г.),
- Руководства по проектированию речных портов (утверждено Минречфлотом РСФСР 19.11.1982 г.), допускается использование Руководства в той части, которая не противоречит настоящим нормам.
4. СОГЛАСОВАНЫ:
- Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды (письмо от 06.12.96 N 02-12/32-4331)
- Госкомсанэпиднадзором России (письмо от 09.01.1996 N 01-13/9-11)
- Госстроем России (письмо Главгосэкспертизы при Госстрое России от 04.07.1995 г. N 24-7-1/5-106; корректировка по заключению N 7-1/5-106-II)
- Главным управлением Государственной противопожарной службы МВД России (письмо от 19.06.95 N 20/2.2/1160)
- Центральным комитетом Профсоюза работников водного транспорта Российской Федерации (письмо от 25.07.96 N 3.06/171).
5. ПОДГОТОВЛЕНЫ К ИЗДАНИЮ И ИЗДАНЫ
ОАО "Гипроречтранс" на основании директивного указания заместителя министра транспорта Российской Федерации от 26.03.2002 г. N НС-26-565
Настоящие нормы технологического проектирования речных портов разработаны с целью создания единого нормативного документа и установления необходимых нормативных положений, соблюдение которых позволит обеспечить:
соответствие транспортных услуг и строительной продукции своему назначению и требованиям потребителя (заказчика);
рациональное использование материальных и трудовых ресурсов, повышение эффективности капитальных вложений без снижения необходимого уровня надежности строительных конструкций и систем инженерного оборудования зданий и сооружений речных портов.
Основная направленность норм и технических требований - защита прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции и повышение ее качества, а также оптимизация проектных решений, принимаемых на всех этапах создания и эксплуатации объектов речного транспорта.
Учитывая возросшие требования в области охраны окружающей среды, необходимость соблюдения действующих нормативных актов и документов, которые необходимо учитывать с целью уменьшения наносимого природной среде ущерба при строительстве и эксплуатации речных портов, а также обеспечения экологической безопасности населения, одновременно с разработкой настоящих Норм, Гипроречтрансом при участии Ленморниипроекта были разработаны разделы "Оценка воздействия на окружающую среду" и "Охрана окружающей среды", подлежащие использованию при обосновании инвестиций в строительство и в проектах на строительство. Эти разделы оформлены в виде отдельного документа (п.6.65, приложение 1), поэтому в настоящих Нормах в подразделе 4.9 приведена только необходимая ссылка.
В настоящее время существенно возросли международные связи России с зарубежными странами, что привело к увеличению объема перевозок экспортно-импортных грузов, пассажиров, въезжающих (или выезжающих) в Россию. Кроме того, из-за распада СССР существенно изменился также порядок перевозок пассажиров между Россией и рядом стран СНГ, прием и оформление которых должны осуществляться по международным стандартам, т.е. с пограничным, таможенным и другими видами контроля не только в морских, но и в речных портах.
В связи с необходимостью интеграции внутреннего водного транспорта в общеевропейскую воднотранспортную сеть, важностью участия России в едином Европейском рынке по предоставлению на внутренних водных путях транспортных услуг Минтрансом России приняты соответствующие решения о подготовке к открытию ряда устьевых портов для приема и обработки в них иностранных судов. Среди первоочередных задач, как одной из обязательных и достаточно сложных, является необходимость создания в портах, которые будут открыты для захода иностранных невоенных судов, режимных зон, таможенных складов и др. зданий и сооружений, включая их обустройство и оборудование.
С учетом изложенных выше обстоятельств необходимо учитывать действующие нормативные документы, регламентирующие нормативные требования по проектированию и строительству зданий и сооружений, предназначенных для пропуска грузов и пассажиров через государственную границу иностранных и российских судов заграничного плавания, членов экипажа, грузов и пассажиров, отражающие специфику пограничного, таможенного и др. видов контроля в речных и морских портах.
Основные положения и специфические требования, касающиеся условий пограничного и других видов контроля в речных портах, приведены в (в подразделе 4.6).
Нормативные требования, включенные в настоящий документ, отражают отраслевую специфику, которую необходимо учитывать с целью достижения наилучшей эффективности при строительстве и эксплуатации зданий, сооружений и транспортного флота на внутренних водных путях Российской Федерации.
Дополнительные цели и задачи, если таковые ставятся при разработке проектной документации (например: использование зданий и сооружений порта в межнавигационный период, т.е. не только по их прямому назначению; деятельность порта в кооперации с другими предприятиями и т.п.), в настоящих нормах не регламентируются и могут быть отражены и реализованы Заказчиками (инвесторами), проектными организациями и др. участниками инвестиционного процесса.
Настоящий нормативный документ устанавливает нормы и технические требования на проектирование речных портов, портовых районов и участков, а также отдельных причалов на внутренних водных путях Российской федерации.
Положения, нормы и технические требования настоящего документа подлежат применению расположенными на территории Российской Федерации предприятиями и объединениями предприятий, в том числе, союзами, ассоциациями, концернами, акционерными обществами, научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями, межотраслевыми, региональными и другими объединениями, независимо от форм собственности и подчинения (принадлежности к системе Минтранса России).
Нормативные акты и руководящие документы, на которые даны ссылки в тексте настоящего нормативного документа, а также основные документы, требования которых следует учитывать при разработке предпроектной и проектной документации, приведены в приложении 1.
В настоящем нормативном документе применены термины и определения в соответствии с приложением 2.
4.1 Грузооборот и пассажирооборот, классификация
4.1.1 Грузооборот и пассажирооборот при строительстве, расширении, реконструкции и техническом перевооружении речного порта принимают на основании специальных экономических изысканий, выполняемых по заданию организации-заказчика, или непосредственно по данным заказчика проектной документации.
4.1.2. Категорию порта (грузового района, участка, причала) следует принимать в соответствии с его основными характеристиками по табл.4.1.1 (СНиП 2.06.01.86), где среднесуточный грузооборот (пассажирооборот) определяется отношением грузооборота (пассажирооборота) порта к эксплуатационному периоду навигации.
Таблица 4.1.1
Категория порта | Среднесуточный грузооборот, условные т | Среднесуточный пассажирооборот, условные пассажиры |
1 | Более 15000 | Более 2000 |
2 | 3501-15000 | 501-2000 |
3 | 751-3500 | 201-500 |
4 | 750 и менее | 200 и менее |
4.1.3. Среднесуточный грузооборот и среднесуточный пассажирооборот в условных единицах следует определять умножением величины заданных (фактических) грузооборота по видам грузов и количества пассажиров на соответствующие коэффициенты приведения, принимаемые по табл.4.1.2. и 4.1.3.
Таблица 4.1.2
Вид груза | Коэффициент приведения |
1. Тарно-штучные и упаковочные | 5,0 |
2. Металлогрузы, оборудование, железобетонные изделия | 3,8 |
3. Контейнеры: | |
- универсальные среднетоннажные | 3,3 |
- то же, крупнотоннажные | 2,2 |
- специальные | 3,5 |
4. Лесные грузы: | |
- пакетированные | 2,6 |
- россыпью | 3,4 |
5. Уголь | 1,0 |
6. Руда | 1,1 |
7. Соль: | |
- молотая | 2,4 |
- комовая | 1,6 |
8. Щебень, гравий | 1,1 |
9. Камень строительный | 2,0 |
10. Песок и песчано-гравийная смесь: | |
- выгружаемые средствами гидромеханизации | 0,6 |
- выгружаемые другими средствами механизации | 0,8 |
11. Апатитовый концентрат, минеральные удобрения насыпью | 1,9 |
12. Цемент насыпью | 4,0 |
13. Зерновые грузы насыпью | 2,5 |
14. Нефтегрузы наливом | 1,1 |
Таблица 4.1.3
Характеристика пассажирооборота | Коэффициент приведения |
1. Пассажиры местных линий | 1,00 |
2. Пассажиры транзитных линий | |
3. Пассажиры пригородных и внутригородских линий | 0,15 |