3.1. Рельсы и скрепления
3.1.1. На железнодорожных путях промышленных предприятий укладываются новые и старогодные рельсы типа Р75, Р65, Р50. В эксплуатации еще находятся рельсы легче Р50, в том числе сырые. Характеристики рельсов приведены в Приложении 2.
Рельсы, предназначенные для повторного использования, относятся к старогодным и используются в соответствии с табл.5.3 в зависимости от технического состояния и пропущенного тоннажа (группы годности).
Качество старогодных рельсов, укладываемых в путь, должно соответствовать группе годности рельсов, определяемой по: "Указания об использовании старогодных рельсов на железных дорогах МПС России" (ЦПТ-80/55 от 28.12.99 г.)
3.1.2. Стандартная длина рельсов - 25 и 12,5 м: укороченных - 24,92; 24,84; 12,46; 12,42; 12,38.
3.1.3. На передвижных путях укладываются старогодные рельсы типа Р65 (С) на деревянных шпалах с эпюрой 1840 шт. на 1 км пути - при устойчивом основании (на грунтах I и II категорий термопросадочности) и 2000 шт. на 1 км пути - при неустойчивом основании (на грунтах III и IV категорий термопросадочности).
На путях металлургических предприятий, по которым предусматривается движение специального подвижного состава для перевозки жидкого чугуна, слитков и т.д., укладка старогодных рельсов запрещается.
На кривых участках с радиусом 300 м и менее рекомендуется укладывать предварительно гнутые рельсы.
3.1.4. Рельсы одного и того же типа, одной длины или одного вида термообработки должны укладываться сплошными участками, как правило, на протяжении всего перегона или между двумя смежными стрелочными переводами.
3.1.5. Рельсы в пути, как на прямых, так и в кривых участках, имеют подуклонки, 1/20 (наклон внутрь колеи относительно поверхности шпал).
При деревянных шпалах такая подуклонка рельсов обеспечивается за счет подуклонки металлических подкладок, а при железобетонных шпалах - за счет такой же подуклонки подрельсовой площадки на шпалах.
Подуклонка рельсов не должна быть меньше 1/60 и больше 1/12, а по внутренней рельсовой нити в кривых при возвышении внутренний нити свыше 85 мм - соответственно 1/30 и 1/12.
Перед и за стрелочными переводами, на которых рельсы не имеют подуклонки, устраивается плавный переход от подуклоненного к неподуклоненному положению рельса на длине не менее 3 м путем затески деревянных шпал под подкладками, а при железобетонных переводных брусьях за счет подуклонки их подрельсовой площадки.
3.1.6. Для прикрепления рельсов к шпалам применяется промежуточные рельсовые скрепления нераздельного, раздельного и смешанного типов.
3.1.7. Стыкование рельсов между собой производится с помощью шести- или четырехдырных двухголовых накладок и болтов с пружинными тарельчатыми шайбами (рис.3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6).
Тип рельса | Размер, мм | |||||||||
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | 3 | И | К | |
Р75, Р65 | 420 | 49 | 130 | 220 | 202 | 220 | 130 | 49 | 150 | 360 |
Р50 | 440 | 50 | 140 | 150 | 140 | 150 | 140 | 50 | 132 | 310 |
Р43 | 450 | 75 | 160 | 110 | 120 | 110 | 160 | 75 | 114 | 290 |
Тип рельса поз.1 | Деталь узла скрепления | ||||||
Подкладка поз.2 | Гайка поз.3 | Шайба пруж. поз.4 | Накл. двухголовая поз.5 | Болт путевой поз.6 | Костыль путевой поз.7 | Прокладка поз.8 | |
Р75, Р65 | Д65 | М27 | 27 | К рельсам типа P75, P65 | М27х160 | Типовой дл. 165 мм | под подкл. Д65 |
Р50 | Д50 | М24 | 24 | К рельсам типа Р50 | М24х150 | Типовой дл. 165 мм | под подкл. Д50 |
Р43 | Д43 | М22 | 22 | К рельсам типа Р43 | М22х135 | Типовой дл. 165 мм | - |
Рис.3.1 Стыковое и промежуточное костыльное скрепление с рельсами Р75, Р65, Р50, Р43