РТМ 31.3013-77
РУКОВОДЯЩИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
РУКОВОДСТВО ПО РАСЧЕТУ МОРСКИХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ ИЗ ОБОЛОЧЕК БОЛЬШОГО ДИАМЕТРА
Дата введения 1978-01-01
РАЗРАБОТАН Черноморниипроектом - Одесским филиалом Государственного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института морского транспорта (Союзморниипроект)
Зам. директора по научной работе - канд. техн. наук В.Д.Костюков.
Руководитель разработки - канд. техн. наук Я.Н.Фельдман.
Исполнитель И.П.Иванцова.
Одесским институтом инженеров морского флота (ОИИМФ)
Проректор по научной работе - канд. техн. наук П.С.Никеров.
Руководитель темы - докт. техн. наук Ф.М.Шихиев.
Исполнители: канд. техн. наук В.И.Николау и канд. техн. наук П.И.Яковлев.
Всесоюзным научно-исследовательским институтом транспортного строительства (ЦНИИС) Минтрансстроя (раздел 3).
Зам. директора по научной работе - канд. техн. наук Г.Д.Хасхачих.
Руководитель разработки - канд. техн. наук В.И.Руденко.
Исполнители: Л.Д.Брагина и Г.М.Мельдзихов.
ВНЕСЕН Черноморниипроектом - Одесским филиалом Государственного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института морского транспорта (Союзморниипроект).
Зам. директора по научной работе - канд. техн. наук В.Д.Костюков.
Зав. лабораторией исследований конструкций портовых сооружений - канд. техн. наук В.С.Зеленский.
УТВЕРЖДЕН Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта (Союзморниипроект).
Главный инженер А.А.Ларин.
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Государственного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института морского транспорта (Союзморниипроект) от 12 июля 1977 г. N 190 с 1 января 1978 г.
ВЗАМЕН
1.1. Настоящее Руководство предназначено для расчета морских причальных и оградительных сооружений гравитационного типа из оболочек большого диаметра (цилиндрических или полигональных) с отношением диаметра оболочки к высоте сооружения не менее 0,7, устанавливаемых на каменную постель (тип А) или непосредственно на грунт основания (тип Б) (рис.1 и 2).
1.2. Требования настоящего Руководства распространяются на проектирование причальных и оградительных сооружений II-IV классов капитальности в морских портах и на судоремонтных заводах из предусмотренных главой СНиП по основным положениям проектирования и классификации зданий и сооружений. По общим вопросам проектирования причальных и оградительных сооружений надлежит руководствоваться требованиями главы СНиП по основным положениям проектирования морских гидротехнических сооружений, норм технологического проектирования морских портов и других действующих нормативных документов по проектированию и строительству морских гидротехнических сооружений.
1.3. Рекомендации настоящего Руководства не распространяются на сооружения, возводимые в сейсмических районах, в зонах распространения вечномерзлых, просадочных и заторфованных грунтов, на территориях, подверженных оползням, карстам и в других специфических условиях.
1.4. Целесообразность применения оболочек большого диаметра устанавливают на основании технико-экономических сопоставлений вариантов конструкций, принимаемых для условий строительства проектируемого объекта.
1.5. Сооружения из оболочек большого диаметра рекомендуется применять на скальных, крупноблочных, песчаных и глинистых грунтах оснований при глубинах, определяемых согласно Приложению 2. Не рекомендуется применение конструкций из оболочек большого диаметра на илах без специального обоснования.
1.6. Конструкцию оболочки и верхнего строения выполняют как из монолитного железобетона, так и из сборных железобетонных элементов. Выбор способа изготовления должен осуществляться в зависимости от условий строительства и возможностей строительных организаций на основании сопоставления технико-экономических показателей вариантов.
1.7. Основные требования к конструированию сооружений из оболочек большого диаметра приведены в Приложении 3.
2.1. Расчет причальных и оградительных сооружений из оболочек большого диаметра, их конструктивных элементов и оснований следует производить по предельным состояниям на нагрузки и воздействия, указанные в настоящем разделе.
2.2. Характер и значение нагрузок, воздействий и сочетаний необходимо определять в соответствии с требованиями глав СНиП на основания зданий и сооружений, на основания гидротехнических сооружений и на нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения (волновые, ледовые и от судов).
2.3. По характеру действия нагрузки и воздействия разделяются на постоянные и временные; временные нагрузки подразделяются на длительные, кратковременные и особые.
2.4. К постоянным нагрузкам и воздействиям относятся:
сила тяжести грунта внутренней засыпки, засыпки пазухи и балластного слоя;
нагрузки от постоянных сооружений технологического назначения;
сила тяжести оболочки и верхнего строения;
боковое давление грунта внутри и снаружи оболочки от его массы и постоянных нагрузок, расположенных на его поверхности;
давление грунта основания (для заглубленных оболочек) от его массы.
2.5. К временным длительно действующим нагрузкам и воздействиям относятся:
нагрузки от транспортных и перегрузочных машин, расположенных на территории причала;
нагрузки от складируемых грузов;
боковое давление грунта от влияния временных нагрузок на территории причала.
2.6. К кратковременно действующим нагрузкам и воздействиям относятся:
нагрузка от натяжения швартовов при действии на судно ветра и течения;
нагрузка от навала судна при его подходе к причальному сооружению;
нагрузка от навала на причальное сооружение пришвартованного судна при действии ветра и течения;
волновая нагрузка при подходе гребня и впадины;
ледовые нагрузки;
ветровые нагрузки;
нагрузки, возникающие при транспортировке и монтаже отдельных элементов конструкции и всего блока в сборе в процессе строительства.
2.7. При учете совместного действия нагрузок следует составлять сочетания из постоянных, временных длительно действующих и одной из возможных кратковременно действующих нагрузок и воздействий. Сочетания нагрузок и воздействий должны быть установлены в соответствии с физической возможностью одновременного их действия на сооружение. Для расчета оболочки или отдельных элементов оболочки и верхнего строения необходимо принимать наиболее неблагоприятные сочетания и положения нагрузок, причем любая временная нагрузка не должна вводиться в сочетание, если она улучшает работу рассчитываемого элемента.
2.8. Нормальную и касательную составляющие давления грунта внутренней засыпки на оболочку следует определять так же, как для сооружений силосного типа с учетом особенностей передачи давления от балластного слоя и временных нагрузок и изменения по высоте величины объемной массы внутренней засыпки согласно Приложению 4.
2.9. Давление грунта на причальное сооружение из оболочек большого диаметра от его массы и расположенных на нем постоянных и временных нагрузок рекомендуется определять по методу Кулона на условную вертикальную плоскость, касающуюся оболочек с тыловой стороны в пределах высоты оболочки, и на условную наклонную плоскость в пределах надстройки согласно Приложению 5.
2.10. Пассивное давление грунта на заглубленную часть оболочки рекомендуется определять по методу В.В.Соколовского и С.С.Голушкевича, учитывающему криволинейный характер поверхностей скольжения в призме отпора, на условную вертикальную плоскость, касающуюся оболочек, согласно Приложению 5.
2.11. Величину и распределение эпюры волнового воздействия по вертикали в расчетах оградительных сооружений следует определять как для плоской стенки, в соответствии с рекомендациями п.2.2 с учетом перераспределения давления в плане. Перераспределенная эпюра нормального волнового давления на оболочку определяется согласно Приложению 6.
2.12. Расчет элементов верхнего строения по первой (по несущей способности) и второй (по деформациям) группам предельных состояний следует производить на действие следующих нагрузок:
давления грунта засыпки с учетом действия эксплуатационных временных крановых нагрузок и нагрузок от складируемых грузов;
нагрузок от судов (швартовных, удар и навал);
силы тяжести надстройки;
силы тяжести балластного слоя.
3.1. Расчет сооружений из оболочек большого диаметра по несущей способности следует выполнять для обеспечения прочности конструкции оболочки, элементов верхнего строения, основания сооружения и устойчивости сооружения на нескальных основаниях, а также для предотвращения сдвига оболочки по подошве и ее опрокидывания.
3.2. Расчеты прочности сечений оболочки, отдельных ее элементов, узлов и соединений следует выполнять в соответствии с действующими нормативными документами по расчету по предельным состояниям железобетонных и металлических конструкций гидротехнических сооружений. При этом принимают следующие значения коэффициентов условий работы :
для сечений вертикальных железобетонных элементов надстройки с работающей тыловой гранью 1,15;
для фундаментных плит надстройки, шарнирно-опертых на оболочку, при действии изгибающих моментов и поперечных сил 0,9;
для остальных сечений и элементов 1,0.
3.3. Усилия в элементах надстройки вычисляют как для набережных уголкового типа, в соответствии с действующими ведомственными нормативными документами.
3.4. Лицевые плиты надстройки следует рассчитывать совместно с контрфорсами на общую прочность как консольные балки таврового сечения переменной высоты, заделанные в фундаментную плиту.
3.5. Фундаментные плиты надстройки следует рассчитывать как плиты, частично опертые по контуру, или как балки на нагрузки, возникающие в строительный и эксплуатационный периоды. При этом должны учитываться условия опирания плит на оболочки: шарнирное - при свободном опирании и жесткое - при омоноличивании фундаментной плиты с оболочкой.
3.6. Оболочки следует рассчитывать на общую и местную прочность в соответствии с указаниями глав СНиП на проектирование бетонных и железобетонных конструкций и бетонных и железобетонных конструкций гидротехнических сооружений. Расчет общей прочности оболочки необходимо выполнять на нагрузки, действующие на всю оболочку, а расчет местной прочности - на усилия, действующие непосредственно в элементах или в узлах соединений.
3.7. Прочность оболочки должна проверяться по наибольшим величинам усилий, возникающих в ее сечениях в результате взаимодействия с грунтовой средой, волнами, верхним строением и основанием, и включает следующие расчеты:
проверку достаточности толщины стенки оболочки и площади арматуры;
расчет прочности узлов соединений элементов сборных оболочек.
3.8. Статический расчет оболочек большого диаметра должен учитывать условия работы конструкции в эксплуатационный и строительный периоды, а также при монтаже монолитных и сборных оболочек в процессе их подъема, транспортировки и погружения.
3.9. Напряженное и деформированное состояние оболочки характеризуется тремя состояниями:
нулевым напряженным и деформированным состоянием оболочки под действием осесимметричных нагрузок, не вызывающих моментного состояния в продольном направлении (масса оболочки, действие силосного давления и осесимметричная составляющая воздействий от верхнего строения балластного слоя и временных нагрузок);
элементарным напряженным и деформированным состоянием пустотелой балки кольцевого сечения, являющейся основной системой;
дополнительным напряженным и деформированным состоянием, отражающим статическую неопределимость оболочки и характеризующим в сочетании с первыми двумя действительную работу оболочки.
3.10. Нулевое напряженное состояние под действием силосного давления характеризуется возникновением в оболочке поперечного нормального усилия, определяемого следующей формулой:
, (1)
где - горизонтальное нормальное давление на контур оболочки от внутренней засыпки, определяемое согласно Приложению 4 настоящего Руководства.
3.11. Усилия в пустотелой балке и ее перемещения рекомендуется определять методами сопротивления материалов. При этом продольное нормальное усилие и сдвигающее усилие должны определяться по следующим формулам:
; (2)