3.1. Балластные материалы и грунты земляного полотна следует классифицировать в соответствии с ГОСТ 25100-95 с дополнениями и изменениями, учитывающими специфику эксплуатируемых железных дорог. Требования к щебеночному балласту устанавливаются ГОСТ 7392-2002*. Щебень из плотных горных пород для балластного слоя железнодорожного пути. Технические условия [8].
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 54748-2011, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
3.2. К балластным материалам относятся:
щебеночный балласт (щебень) в балластном слое или призме;
асбестовый балласт в балластной призме;
гравийно-песчаный балласт в балластной призме.
К накопленным балластным материалам относятся:
загрязненный щебень ниже подошвы балластной призмы;
накопленный песчаный или гравийно-песчаный балласт;
асбестовый балласт, оставшийся невырезанным после замены на щебень;
балластные материалы (песок, гравийно-песчаный балласт, загрязненный щебень, асбестовый балласт) в балластных шлейфах на насыпях, в кюветах в выемках и на нулевых местах;
загрязненный щебень в валах на нулевых местах и в выемках;
засорители от глубокой очистки на откосах.
3.2. Балластные материалы и грунты земляного полотна с учетом особенностей эксплуатируемых линий классифицируют и выделяют:
балластные материалы - по размерам фракций, засоренности, истираемости и прочности;
крупнообломочные и песчаные - по степени дренирования;
скальные - по трещиноватости, блочности и способности к выветриванию - на слабовыветривающиеся, выветривающиеся и легковыветривающиеся; способность к выветриванию определяется литологическим составом, лабораторными испытаниями образцов при многократном увлажнении-высушивании, а в Северной климатической зоне (см. приложение 1 к настоящему руководству) - дополнительно замораживании-оттаивании с учетом результатов наблюдений за природными обнажениями и грунтовыми сооружениями в аналогичных условиях;
глинистые грунты - по гранулометрическому составу, засоленности, набухаемости, по склонности к морозному пучению, просадочности и чувствительности к вибродинамическому воздействию.
3.3. Грунты следует подразделять на скальные, залегающие в измененных естественных условиях в выемках, крупнообломочные, залегающие в виде аллювиальных и делювиальных отложений или россыпей, песчаные и глинистые, а также техногенные. К последним относятся природные образования (перемещенные или измененные, в том числе раздробленные скальные, включая балластные материалы) и отходы производства - металлургические шлаки, золошлаковые смеси, материалы породных отвалов, пригодные для работы в земляном полотне.
3.4. Особые разновидности грунтов, обладающие при определенных условиях специфически неблагоприятными для обеспечения стабильности земляного полотна свойствами, необходимо выделять в соответствии с п.6 настоящего руководства.
3.5. По гранулометрическому составу и числу пластичности глинистые грунты следует подразделять с учетом уточнения таблицы Б.12 ГОСТ 25100-95 в соответствии с табл.1.
Таблица 1
Разновидности глинистых грунтов | Число пластичности | Содержание песчаных частиц (2-0,05 мм), % по массе |
Супесь: | ||
песчанистая (легкая) | 1< |
|
пылеватая | 1< | 20-49 |
тяжелая пылеватая | 1< | <20 |
Суглинок: | ||
легкий песчанистый | 7< |
|
легкий пылеватый | 7< | <40 |
тяжелый песчанистый | 12< |
|
тяжелый пылеватый | 12< | <40 |
Глина: | ||
легкая песчанистая | 17< |
|
легкая пылеватая | 17< | <40 |
тяжелая (жирная) |
| не регламентируется |
3.6. Подразделение грунтов по относительной деформации пучения согласно таблице Б.27 ГОСТ 25100-95 для железнодорожного земляного полотна применять не следует.
3.7. К грунтам железнодорожного земляного полотна, подверженным морозному пучению, необходимо относить: