4.1 Реабилитационные услуги должны быть направлены на достижение полного или частичного восстановления здоровья и самочувствия, общественного и профессионально-трудового статуса граждан путем устранения или частичной компенсации нарушений жизнедеятельности и продления ее срока, социального и профессионального функционирования.
4.2 Реализация реабилитационных услуг должна быть направлена на достижение наибольшего воздействия и максимального эффекта при минимальных затратах времени на их выполнение.
4.3 Комплекс реабилитационных услуг должен содержать психосоциальные и биологические методы воздействия на граждан и быть направлен и на организм, и на личность, и на социум.
4.4 Реабилитационные услуги предоставляют комплексно, что подразумевает согласованное проведение реабилитационных мероприятий специалистами разных профилей.
4.5 Реабилитационные услуги предоставляют последовательно и непрерывно. Содержание и длительность процесса оказания реабилитационных услуг определяются в каждом конкретном случае состоянием граждан; реабилитация считается завершенной, когда граждане во всем многообразии социальных отношений достигли уровня, приближенного к уровню, соответствующему нормальному состоянию человека в их возрасте.
4.6 Каждый этап предоставления реабилитационных услуг и их вид должны быть ориентированы на конкретную реально возможную задачу, о которой должны знать граждане и к достижению которой они должны стремиться совместно со специалистами.
4.7 Технология выбора и предоставления реабилитационных услуг представляет собой систему следующих реабилитационных мероприятий:
- обследование граждан;
- проведение индивидуальной оценки потребности в мероприятиях по реабилитации;
- постановка диагноза;
- уточнение реабилитационного потенциала;
- проведение реабилитации;
- мониторинг (наблюдение);
- оценка эффективности реабилитационных воздействий.
4.8 Конкретные виды, состав, объемы, формы, сроки предоставления реабилитационных услуг определяются в соответствии с потребностями в них конкретных граждан.
4.9 Гражданам следует предоставлять комплекс оптимальных для них реабилитационных услуг, включающий в себя услуги по медицинской, социальной и профессионально-трудовой реабилитации, направленные на восстановление или продление способностей граждан к выполнению определенных видов жизнедеятельности.
4.10 Предоставление реабилитационных услуг осуществляют с учетом следующих факторов, в значительной степени определяющих качество предоставляемых услуг и способствующих повышению эффективности работы учреждения:
- полноты и качества документов, в соответствии с которыми учреждение осуществляет деятельность по оказанию реабилитационных услуг;
- условий размещения учреждения;
- укомплектованности учреждения специалистами и уровня их квалификации;
- специального и табельного технического оснащения учреждения (оборудования, приборов, аппаратуры, технических средств реабилитации), применяемого в процессе реабилитации;
- состояния информации об учреждении, порядке и правилах предоставления реабилитационных услуг гражданам;
- наличия и состояния собственной и внешней систем (служб) контроля качества предоставляемых услуг.
4.10.1 Документы
В состав документов должны входить:
- Устав учреждения, в котором должны быть изложены правовой статус учреждения, предмет, цели и направления деятельности учреждения, имущество и финансы учреждения, финансово-хозяйственная деятельность учреждения, структурные подразделения учреждения, вопросы управления учреждением, трудовой коллектив учреждения, порядок ликвидации и реорганизации учреждения;
- Положение об учреждении, в котором должны быть изложены порядок формирования, деятельности, реформирования и ликвидации учреждения, его юридический статус, ведомственная принадлежность, штатное расписание, порядок принятия (зачисления) граждан на обслуживание и снятия с него, основные задачи деятельности учреждения, структурные подразделения, объем и порядок предоставления реабилитационных услуг;
- руководства, правила, инструкции, методики, которые регламентируют процесс предоставления реабилитационных услуг, определяют методы (способы) их предоставления и контроля, а также предусматривают меры по совершенствованию работы учреждения;