Все возрастающая важность проблемы защиты окружающей среды и возможных воздействий, связанных с изготовляемой и потребляемой продукцией, повышает интерес к разработке методов, направленных на снижение этих воздействий. Одним из методов, разрабатываемых для этой цели, является оценка жизненного цикла (ОЖЦ).
_______________
Здесь термин "продукция" включает в себя услуги.
Метод ОЖЦ может содействовать в:
- выявлении возможностей улучшения экологических аспектов продукции в различные моменты ее жизненного цикла;
- информировании сотрудников промышленных, государственных и негосударственных организаций, наделенных правом принимать решения (например, при стратегическом планировании, определении приоритетов, проектировании и перепроектировании продукции или процесса);
- выборе соответствующих показателей экологической эффективности, включая методы измерений;
- маркетинге (например, при заявлении об экологическом иске, связанном с системой экологической маркировки или декларацией об экологической чистоте продукции).
Для тех, кто практически использует ОЖЦ, настоящий стандарт детализирует требования по проведению ОЖЦ.
ОЖЦ адресует экологические аспекты и потенциальные воздействия на окружающую среду (т.е. использование ресурсов и экологические последствия высвобождения) через жизненный цикл продукции от приобретения сырья, производство, использование, вывод из обращения, переработку и утилизацию.
_______________
Потенциальное воздействие на окружающую среду - относительное выражение, имеющее отношение к функциональной единице системы жизненного цикла продукции.
Существует четыре стадии изучения ОЖЦ:
a) стадия определения целей и области исследования;
b) стадия инвентаризационного анализа;
c) стадия оценки воздействия;
d) стадия интерпретации.
Охват ОЖЦ, включая границы системы и уровень детализации, зависит от объекта и назначения целей исследования. Глубина и широта ОЖЦ могут значительно меняться в зависимости от целей конкретной ОЖЦ.
Инвентаризационный анализ жизненного цикла (ИАЖЦ) - вторая стадия ОЖЦ. Она представляет инвентаризацию входных/выходных потоков данных изучаемой системы и включает сбор данных, необходимых для достижения целей определенного исследования.
Оценка воздействия жизненного цикла (ОВЖЦ) - третья стадия ОЖЦ. Цель ОВЖЦ - обеспечить дополнительную информацию для помощи в оценке результатов ИАЖЦ системы жизненного цикла продукции таким образом, чтобы улучшить понимание их важности для окружающей среды.
Интерпретация жизненного цикла - конечная стадия ОЖЦ, в рамках которой результаты ИАЖЦ и (или) ОВЖЦ суммируются и обсуждаются в качестве основы для выводов, рекомендаций и принятия решений в соответствии с определенными целями и охватом.
Иногда цели ОЖЦ могут быть достигнуты путем проведения только инвентаризационного анализа или интерпретации. Обычно это имеет отношение к ИАЖЦ.
Настоящий стандарт охватывает два типа исследований: исследование ОЖЦ и ИАЖЦ. Исследование ИАЖЦ похоже на ОЖЦ, но не включает стадию ОВЖЦ. Исследование ИАЖЦ не следует путать со стадией ИАЖЦ исследования ОЖЦ.
В общем случае информацию, полученную в процессе исследования ОЖЦ, следует использовать как часть более емкого процесса принятия решения, она может быть использована для того, чтобы прийти к общему компромиссу. Сравнение результатов различных исследований ОЖЦ возможно только тогда, когда допущения и контекст каждого исследования одни и те же. Эти допущения в целях прозрачности должны быть также четко сформулированы. Поэтому настоящий стандарт содержит несколько требований и рекомендаций для гарантий прозрачности в отношении этих вопросов.
ОЖЦ - это один из нескольких методов управления окружающей средой (например оценка риска, оценка экологической эффективности, экологический аудит и оценка воздействий на окружающую среду), и он применим не для всех ситуаций. Как правило, ОЖЦ не касается экономических и социальных аспектов продукции, но подход и методологии на основе жизненного цикла продукции, описанные в настоящем стандарте, могут быть применены и к этим аспектам.
Настоящий стандарт не предназначен для создания нетарифных барьеров в торговле, повышения или изменения обязательств организации, определяемых законодательством.