ГОСТ Р 53447-2009
(ИСО 6185-2:2001)
Группа Д42
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Лодки надувные
Часть 2
ЛОДКИ С МОЩНОСТЬЮ МОТОРА ОТ 4,5 ДО 15 кВт ВКЛЮЧИТЕЛЬНО
Inflatable boats. Part 2. Boats with a maximum motor power rating of 4,5 kW to 15 kW inclusive
ОКС 47.080
ОКП 74.4352
Дата введения 2010-07-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации "Лот" ФГУП "ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова" на основе аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 5 "Судостроение"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 декабря 2009 г. N 564-ст
4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 6185-2:2001 "Лодки надувные. Часть 2. Лодки с мощностью мотора от 4,5 до 15 кВт включительно" ("Inflatable boats - Part 2: Boats with a maximum motor power rating of 4,5 kW to 15 kW inclusive", MOD), путем изменения отдельных фраз, которые выделены курсивом*
_______________
* Обозначения и номера стандартов в разделе "Предисловие" в бумажном оригинале приводятся обычным шрифтом, остальные по тексту документа выделены курсивом. - Примечание изготовителя базы данных.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Стандартизируется совокупность надувных лодок, разделенная на три части, как показано на рисунке 1.
Рисунок 1 - Условное деление совокупности надувных лодок на три части
В настоящем стандарте стандартизируются технические требования надувных лодок типов V и VI.
Совокупность исключает применение лодок:
- с одним отсеком плавучести;
- с плавучестью менее 1800 Н;
- изготовленных из неармированных материалов, с плавучестью более 12 кН и мощностью подвесного мотора, превышающей 4,5 кВт;
- с габаритной длиной, превышающей 8 м.
Настоящий стандарт не применяется для водных аттракционов и надувных спасательных плотов.
Совокупность надувных лодок делится на три части:
Часть 1:
тип I - гребные лодки;
тип II - моторные лодки с максимальной мощностью подвесного мотора 4,5 кВт;
тип III - каноэ и каяки;
тип IV - парусные лодки с максимальной площадью парусов 6 м.
Часть 2:
тип V - моторные лодки с мощностью подвесного мотора от 4,5 до 15 кВт включительно;
тип VI - парусные лодки с площадью парусов более 6 м.
Часть 3:
тип VII - моторные лодки с мощностью подвесного мотора не менее 15 кВт;
тип VIII - моторные лодки прибрежного плавания с мощностью подвесного мотора не менее 75 кВт.
В ИСО 6185-2:2001 имеются ссылки на международные стандарты:
ИСО 1817:1999 Резина вулканизированная. Определение стойкости к воздействию жидкостей
ИСО 7000:2004 Графические символы, используемые на оборудовании. Алфавитный указатель и краткий обзор
ИСО 8665:2006 Суда малые. Морские пропульсивные двигатели и системы. Измерение мощности и проверка заявленной мощности
ИСО 9775:1990 Суда малые. Системы одиночного управления для одиночных подвесных моторов мощностью от 15 до 40 кВт
ИСО 11192:2005 Суда малые. Графические символы
ИСО 11591:2000 Суда малые. Поле зрения с места рулевого
ИСО 12215-1:2000 Суда малые. Корпусные конструкции и размеры поперечных сечений корпуса. Часть 1. Материалы. Термореактивные смолы, армирующее стекловолокно, стандартный слоистый пластик
ИСО 15652:2003 Суда малые. Системы дистанционного рулевого управления для лодок с водометными мини движителями.
Поскольку вышеперечисленные стандарты не приняты Российской Федерацией в качестве национальных стандартов, то они исключены из раздела "Нормативные ссылки".
Настоящий стандарт устанавливает минимальные требования по безопасности, предъявляемые к применяемым материалам, изготовлению и испытанию надувных лодок (включая жесткие надувные лодки) с габаритной длиной корпуса менее 8 м и плавучестью не менее 1800 Н.
Настоящий стандарт применим к следующим типам надувных лодок, предназначенных для эксплуатации при температурах воздуха от минус 15 °С до плюс 60 °С:
- тип V - надувные лодки, способные выдержать максимальную мощность мотора до 15 кВт включительно;
- тип VI - надувные парусные лодки с площадью парусов более 6 м (см. приложение А).
В настоящем стандарте использована ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ 28788-90 Ткани с резиновым и пластмассовым покрытием. Испытание на удар при низкой температуре (ИСО 4646:1989, MOD)
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действия ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 надувная лодка (inflatable boat): Плавучее средство, наполненное воздухом, предназначенное для транспортировки людей и/или грузов по воде, конструкция и форма которого способны выдержать нагрузки, создаваемые в морских условиях.
3.2 жесткая надувная лодка (rigid inflatable boat): Надувная лодка с жесткой нижней частью корпуса и надувными бортами, которые обеспечивают форму и плавучесть лодки при надувании.
3.3 плавучесть лодки (buoyancy of the boat): Объем любой камеры, которая формирует надувной корпус и любой другой камеры, которая постоянно прикреплена к ней.
3.4 плавучесть жесткой надувной лодки (buoyancy of the boat): Плавучесть, включающая при расчетах в дополнении к надувной плавучести постоянную дополнительную плавучесть или плавучесть по крайней мере двух герметичных камер, прикрепленных к жесткому корпусу, объемом, не превышающем 20% общей плавучести.
3.5 расчет плавучести (calculation of the buoyancy): Определение плавучести посредством измерения объема при номинальном расчетном давлении, рекомендованном изготовителем.
3.6 постоянная дополнительная плавучесть (permanent inherent buoyancy): Плавучесть пенистого материала (пенопласта) с закрытыми ячейками или других материалов materials* плотностью меньшей, чем у пресной воды, имеющих минимальную способность к водопоглощению в течение предполагаемого срока службы, которыми заполнены герметичные части емкости или части корпуса.
_______________
* Текст соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
3.7 постоянная герметичная плавучесть (permanent sealed buoyancy): Плавучесть герметичного отсека(ов), наполненного(ых) воздухом.
3.8 армированные материалы (reinforced materials): Материалы на тканой основе.
3.9 неармированные материалы (unsupported materials): Материалы, не имеющие тканой основы.
3.10 длина кокпита (inboard length): Длина кокпита, включающая в себя область под брызгозащитным тентом, измеренная вдоль осевой линии судна между двумя самыми углубленными точками по носу и корме.
4.1 Основные положения
Все материалы должны быть выбраны изготовителем согласно параметрам, установленным для готового изделия (форме, размерениям, максимальной грузоподъемности и т.д.), а также согласно предполагаемым условиям эксплуатации. Эксплуатация в нормальных морских условиях не должна наносить существенный вред используемым материалам, которые, в свою очередь, должны отвечать требованиям, изложенным в 4.2-4.4.
Все материалы, используемые при производстве надувных лодок, должны быть устойчивыми против гниения.
4.2.1 Требования
Все материалы должны сохранять эксплуатационные свойства в полном объеме при температуре от минус 15 °С до плюс 60 °С и отвечать требованиям, изложенным ниже.
Неармированные материалы не следует использовать для лодок с плавучестью более 12 кН.
4.2.2 Методика испытаний
4.2.2.1 Выбор образцов
Испытывают опытные образцы, отобранные из предполагаемых для производства лодки материалов. Если лодку в процессе производства вулканизируют, опытные образцы также должны быть вулканизированы.
4.2.2.2 Стойкость к жидкостям
Наружную сторону или поверхность материала испытывают в контакте с окружающей средой с использованием испытательной жидкости N 1:
- 2,2,4-триметилпентан | 30% (от объема); |
- толуол | 50%; |
- диизобутилен | 15%; |
- этанол | 5%. |