ГОСТ Р 53577-2009 (ИСО 13332:2000) Вибрация. Измерения вибрации, передаваемой машиной через упругие изоляторы. Двигатели внутреннего сгорания поршневые высокоскоростные и среднескоростные

     7 Диапазон частот измерений

Обычно двигатель изолируют от приемной системы с целью уменьшить излучение шума вибрирующей конструкцией. Низшая граница диапазона частот, воспринимаемых человеческим ухом, находится вблизи 20 Гц, поэтому с точки зрения акустики виброизоляция двигателя в диапазоне ниже 20 Гц не является необходимой. Отсюда следует требование к наивысшей собственной частоте колебаний двигателя (как твердого тела) на изоляторах при реализации метода измерений по ГОСТ Р 53573 - она должна быть ниже 7 Гц.

Если предметом анализа является не излучение шума, а, например, воздействие передаваемой вибрации на человека, то желательно, чтобы диапазон частот применения метода охватывал весь диапазон частот вибрации двигателя. При этом следует учесть, что у двухтактного двигателя диапазон частот производимой вибрации ограничен снизу частотой вращения коленчатого вала, а у четырехтактного двигателя - половиной частоты вращения коленчатого вала. Если низшая частота вибрации достаточно велика, то требования к могут быть менее жесткими.

На рисунке 1 показаны графики предельных значений в зависимости от низшей рабочей частоты вращения коленчатого вала двухтактного и четырехтактного двигателей для целей акустических исследований (что определяет ограничение в области низких частот вращения коленчатого вала частотой 7 Гц). Если целью исследования является анализ передаваемой двигателем вибрации во всем диапазоне частот, то прямые линии на рисунке 1 должны быть продолжены в низкочастотную область до их пересечения с началом координат.


1 - двухтактный двигатель; 2 - четырехтактный двигатель

Примечание - Значение должно лежать в заштрихованной области.

Рисунок 1 - Зависимость предельного значения от

Низшая граница диапазона частот измерений должна быть примерно в три раза выше . В этом случае диапазон частот измерений не включает составляющие, усиливаемые на резонансе системы "двигатель-изоляторы".

Верхняя граница диапазона частот измерений определяется собственной частотой низшей моды колебаний поверхности опорной лапы двигателя. Чтобы в максимальной степени расширить диапазон частот измерений в область верхних частот, опорные лапы двигателя должны быть как можно более жесткими.

Следует иметь в виду, что диапазон частот измерений по ГОСТ Р 53573 может включать области, где виброизоляция будет недостаточной (менее 10 дБ).

Результаты измерений будут максимально близки к вибрации на месте установки двигателя, если масса и жесткость опор и изоляторов, использованных при испытаниях (включая установочные фланцы), будут такими же, что и на месте установки.