5.1 Место испытаний и фоновая вибрация
Машину устанавливают на изоляторы по 5.2. Для нормальной работы машины в процессе испытаний может потребоваться ее соединение с другими конструкциями (см. 5.3). Испытательная установка (см. рисунок 1) может быть размещена в любом месте, например, в цеховом помещении завода-изготовителя, на испытательном стенде, в лаборатории (если там есть условия для ее размещения), на месте эксплуатации машины. Фоновая вибрация, наведенная сторонними источниками, в точках измерений должна быть, по меньшей мере, на 10 дБ ниже вибрации, производимой испытуемой машиной. На результаты измерений не должен также оказывать влияние акустический шум, излучаемый работающей машиной (см. приложение D).
1 - фундамент; 2 - испытуемая машина; 3 - подсоединенный трубопровод (см. 5.3); 4 - датчики вибрации; 5 - опора; 6 - изолятор
Рисунок 1 - Испытательная установка
Примечание - Испытания малых машин жесткой конструкции (например, электродвигателей мощностью до 10 кВт) можно проводить, подвесив их так, чтобы машина могла нормально работать, а ее опоры не испытывали механических нагрузок. Это позволяет снизить границу диапазона частот применения метода измерений до очень малых значений.
5.2 Изоляторы и фундамент
Изоляторы должны представлять собой упругие конструкции, способные поддерживать машину для обеспечения нормальных условий ее работы. Динамические свойства изолятора должны обеспечивать достаточно низкое значение частоты (см. раздел 7 и приложение А) и, кроме того, не допускать передачи на фундамент значительной вибрационной мощности на частотах выше .
Изолятор устанавливают на фундамент с малым значением входной подвижности.
Примечание - Требования настоящего подраздела могут быть наилучшим образом реализованы применением мягких резиновых изоляторов или пневмопружин. Допустимо использование также металлических амортизаторов с резиновыми вставками в области контакта с опорой машины. Дополнительная информация о выборе изоляторов приведена в приложении G.
Установочные фланцы, которыми изоляторы крепят к машине, не должны существенно изменять массу и жесткость опоры. Более подробная информация может быть приведена в руководстве по применению.
В диапазоне частот применения метода фундамент должен быть жестким и массивным, чтобы система "фундамент-изоляторы" не создавала значительных динамических нагрузок на опоры машины (см. 7.1 и приложение G).
5.3 Конструкции, присоединяемые к машине на месте испытаний
Часто для нормальной работы машины на месте испытаний необходимо присоединить ее к источникам передаваемого движения (валы), рабочей среды (трубопроводы), электрической энергии (кабели) и др. Устройства соединения должны включать в себя гибкие элементы и поэтому неспособны значительно изменить низшую резонансную частоту системы, состоящей из массы испытуемой машины и жесткости изоляторов. Более подробно механические и акустические связи испытуемой машины на месте испытаний рассмотрены в приложении D.
5.4 Положение датчиков и направления измерений вибрации
5.4.1 Основной способ размещения датчиков вибрации
Рекомендуется измерять поступательную и угловую вибрацию в каждой точке на опорах машины с помощью пары акселерометров.
Для измерения скорости поступательного движения в направлении оси и угловой скорости в направлении вокруг оси акселерометры должны быть установлены, как показано на рисунке 2. При недостатке места для установки акселерометров со стороны изолятора они могут быть установлены, как показано на рисунке 3, при условии, что плоскости внешней и внутренней поверхностей опоры параллельны друг другу. Расстояние между акселерометрами должно быть не менее 0,5 и не более 1,5, где - размер области контакта вдоль направления . При этом оси координат должны быть направлены следующим образом: ось - перпендикулярно поверхности контакта, ось - параллельно оси максимальной длины машины. Акселерометры устанавливают симметрично относительно точки (см. рисунки 2 и 3), представляющей собой геометрический центр области контакта опоры с изолятором.
1 - акселерометр; 2 - опора; 3 - изолятор; 4 - фундамент
Рисунок 2 - Положение акселерометров для измерений и