1.1. Настоящая Инструкция направлена на предотвращение сбоев перевозочного процесса, нарушений безопасности и бесперебойности движения поездов при снегопадах и метелях, а также определяет основные требования к хозяйствам железных дорог и порядок взаимодействия между ними при подготовке путевого хозяйства к работе в зимних условиях и при их совместной работе в зимний эксплуатационный период.
1.2. Основной гарантией бесперебойной и безопасной работы железных дорог и выполнения плана перевозок в зимний период являются надежное ограждение от снежных заносов железнодорожных перегонов, узлов, станций и промежуточных пунктов (далее - перегонов, узлов, станций и промежуточных пунктов) защитными лесонасаждениями, а также своевременная очистка и уборка железнодорожного пути (далее - пути) от снега снегоочистителями, снегоуборочными поездами, очистка стрелочных переводов от снега стационарными устройствами пневмоочистки и электрообогрева стрелок. Своевременному введению в действие перечисленных технических средств способствует поступающая на предприятия федерального железнодорожного транспорта текущая информация о прогнозах погоды от геофизической станции Департамента пути и сооружений МПС России (далее - геофизическая станция ЦП), а также геофизических станций железных дорог.
1.3. Геофизическая станция ЦП, получая первичную гидрометеорологическую информацию от государственной гидрометеорологической сети, составляет прогноз погоды в картографическом виде по железным дорогам по состоянию с 18.00 ч текущих суток до 18.00 ч следующих суток и ежедневно до 11.00 ч направляет его руководству МПС России в департаменты: пути и сооружений, управления перевозками, грузовой и коммерческой работы, электрификации и электроснабжения, а также в другие департаменты по их запросам.
1.4. При ожидаемых опасных метеорологических явлениях, приведенных в таблице 1, геофизическая станция ЦП должна дать телефонограмму о штормовом предупреждении дорожной геофизической станции. При особо опасных и сверхопасных метеорологических явлениях, также указанных в табл.1, штормовые предупреждения на железные дороги должны отправляться телеграммой за подписью руководства Департамента пути и сооружений МПС России в адрес заместителя начальника железной дороги по путевому хозяйству и начальника службы пути. Для оперативной передачи информации геофизическая станция ЦП должна использовать электронную почту, телефонную и почтовую связь.
Таблица 1. Виды метеорологических явлений, их характеристики, степени влияния на работу железных дорог и меры снегоборьбы
Виды метеорологических явлений | Категория опасности явления | Количественная характеристика явления | Влияние метеоявления на работу железных дорог и меры снегоборьбы |
Снегопад умеренный | Опасное явление (далее - ОЯ) | Высота снегоотложения 5-9 см снега за сутки | Представляет опасность для крупных станций и узлов, особенно в ночное время. Требуется дополнительное количество рабочих на очистку стрелочных переводов |
Снегопад значительный | Особо опасное явление, (далее - ООЯ) | Высота снегоотложения 10-19 см за сутки | Опасен в любое время суток всем станциям, особенно крупным станциям и узлам. Необходимо задействовать снегоочистители, снегоуборочные поезда, все стационарные устройства для очистки стрелок. Требуется значительное количество рабочих на очистку стрелочных переводов |
Снегопад сильный | Сверхопасное явление (далее - СОЯ) | Высота снегоотложения более 20 см за сутки | Опасен в любое время суток всем станциям. Может быть полностью парализовано движение поездов. Необходимо принятие экстренных мер по обеспечению снегоочистительных и снегоуборочных работ. Требуется значительное количество рабочих на очистку стрелочных переводов, для чего вызываются рабочие второй очереди |
Мокрый снег умеренный | ОЯ | Высота снегоотложения 3-7 см за сутки | Представляет опасность для крупных станций и узлов, особенно в ночное время. Требуется дополнительное количество рабочих на очистку стрелочных переводов |
Мокрый снег значительный | ООЯ | Высота снегоотложения 7-14 см за сутки | Опасен в любое время суток всем станциям, особенно крупным станциям и узлам. Необходимо задействовать снегоочистители, снегоуборочные поезда, все стационарные устройства для очистки стрелок. Требуется значительное количество рабочих на очистку стрелочных переводов |
Мокрый снег сильный | СОЯ | Высота снегоотложения 15 см и более за сутки | Опасен в любое время суток всем станциям. Может быть полностью парализовано движение поездов. Необходимо принятие экстренных мер по обеспечению снегоочистительных и снегоуборочных работ. Требуется значительное количество рабочих на очистку стрелочных переводов, для чего вызываются рабочие второй очереди |
Метель умеренная | ОЯ | Продолжительность менее 3 ч при скорости ветра до 10 м/с | Представляет опасность для крупных станций и узлов, особенно в ночное время суток. Необходимо дополнительное количество рабочих на очистку стрелочных переводов |
Метель значительная | ООЯ | Продолжительность от 3 до 12 ч при скорости ветра 10-14 м/с | Опасна в любое время суток всем станциям, особенно крупным станциям и узлам. Необходимо задействовать снегоочистители, снегоуборочные поезда; все стационарные устройства для очистки стрелок. Требуется значительное количество рабочих на очистку стрелочных переводов |
Метель сильная | СОЯ | Продолжительность 12 ч и более при скорости ветра 15 м/с и более | Опасна в любое время суток. Может быть полностью парализовано движение поездов. Требуется принятие экстренных мер по обеспечению снегоочистительных и снегоуборочных работ. Требуется вызов рабочих второй очереди и, при крайней необходимости, третьей очереди для очистки от снега стрелочных переводов |
Направляемая телеграмма обязывает железную дорогу:
незамедлительно принять меры по приведению в готовность узлов и станций для работы в условиях снегопадов и метелей;
организовать дежурство руководителей железной дороги, ее отделений и предприятий;
установить контроль за своевременным выделением рабочей силы всех предприятий в необходимом количестве во главе с ответственными руководителями этих предприятий;
обеспечить эффективное использование снегоочистителей, стругов, снегоуборочных поездов, а также устройств пневмоочистки и электрообогрева стрелок, при необходимости организовать привлечение к очистке от снега путей и стрелочных переводов бригад второй и третьей очередей, установить дополнительные обходы пути.
При получении указанной телеграммы руководство службы пути железной дороги должно оперативно докладывать о принятых мерах и результатах работы в Департамент пути и сооружений МПС России (далее - ЦП).
1.5. Дорожные геофизические станции должны составлять суточные прогнозы с учетом всех ожидаемых явлений погоды и местных климатических особенностей на железных дорогах. При получении штормового предупреждения о возникновении опасного, особо опасного или сверхопасного метеорологического явления от геофизической станции ЦП дорожная геофизическая станция должна проанализировать его с учетом местных условий и направить штормовое предупреждение руководству железной дороги и руководству линейных подразделений железной дороги для принятия соответствующих мер. В штормовом предупреждении должны быть сообщены данные об ожидаемых месте и времени возникновения метеорологического явления на территории железной дороги, его виде, интенсивности и продолжительности. Предупреждения о прогнозируемом возникновении вышеуказанных метеорологических явлений должны передаваться заблаговременно, не менее чем за два часа до их начала.
1.6. Сеть железных дорог России в зависимости от срока наступления зимнего периода делится на две группы:
первая группа - железные дороги Урала, Сибири, Дальнего Востока и северные участки Октябрьской и Северной железных дорог, где снегопады и метели наблюдаются ранее чем на остальной территории сети железных дорог;
вторая группа - все остальные железные дороги сети.
1.7. В зависимости от интенсивности снегоотложения при снегопадах на железных дорогах следует различать следующие территории:
с умеренной интенсивностью снегопадов - до 10 см снегоотложения за случай в течение зимы с повторяемостью не реже чем один раз за два года;
со значительной интенсивностью - от 10 до 19 см снегоотложения за случай в течение зимы с повторяемостью не реже чем один раз за два года;
с сильной интенсивностью - от 20 до 25 см снегоотложения за случай в течение зимы с повторяемостью не реже, чем один раз за два года;
с очень сильной интенсивностью - более 25 см снегоотложения за случай в течение зимы с повторяемостью не реже чем один раз за два года.
1.8. В зависимости от скорости ветра при метелях на железных дорогах следует различать следующие территории:
с умеренной интенсивностью метелей, где наблюдаются случаи метелей со скоростью ветра до 10 м/с в течение зимы с повторяемостью не реже чем один раз за два года;
со значительной интенсивностью, где наблюдаются случаи метелей со скоростью ветра от 10 до 19 м/с в течение зимы с повторяемостью не реже, чем один раз за два года;
с сильной интенсивностью, где наблюдаются случаи метелей со скоростью ветра от 20 до 30 м/с в течение зимы с повторяемостью не реже чем один раз за два года;