Статус документа
Статус документа

     
N ЦП-751

     

ИНСТРУКЦИЯ
ПО СНЕГОБОРЬБЕ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра путей сообщения Российской Федерации В.Т.Семенов 25 апреля 2000 г.     

               

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Инструкция направлена на предотвращение сбоев перевозочного процесса, нарушений безопасности и бесперебойности движения поездов при снегопадах и метелях, а также определяет основные требования к хозяйствам железных дорог и порядок взаимодействия между ними при подготовке путевого хозяйства к работе в зимних условиях и при их совместной работе в зимний эксплуатационный период.

1.2. Основной гарантией бесперебойной и безопасной работы железных дорог и выполнения плана перевозок в зимний период являются надежное ограждение от снежных заносов железнодорожных перегонов, узлов, станций и промежуточных пунктов (далее - перегонов, узлов, станций и промежуточных пунктов) защитными лесонасаждениями, а также своевременная очистка и уборка железнодорожного пути (далее - пути) от снега снегоочистителями, снегоуборочными поездами, очистка стрелочных переводов от снега стационарными устройствами пневмоочистки и электрообогрева стрелок. Своевременному введению в действие перечисленных технических средств способствует поступающая на предприятия федерального железнодорожного транспорта текущая информация о прогнозах погоды от геофизической станции Департамента пути и сооружений МПС России (далее - геофизическая станция ЦП), а также геофизических станций железных дорог.

1.3. Геофизическая станция ЦП, получая первичную гидрометеорологическую информацию от государственной гидрометеорологической сети, составляет прогноз погоды в картографическом виде по железным дорогам по состоянию с 18.00 ч текущих суток до 18.00 ч следующих суток и ежедневно до 11.00 ч направляет его руководству МПС России в департаменты: пути и сооружений, управления перевозками, грузовой и коммерческой работы, электрификации и электроснабжения, а также в другие департаменты по их запросам.

1.4. При ожидаемых опасных метеорологических явлениях, приведенных в таблице 1, геофизическая станция ЦП должна дать телефонограмму о штормовом предупреждении дорожной геофизической станции. При особо опасных и сверхопасных метеорологических явлениях, также указанных в табл.1, штормовые предупреждения на железные дороги должны отправляться телеграммой за подписью руководства Департамента пути и сооружений МПС России в адрес заместителя начальника железной дороги по путевому хозяйству и начальника службы пути. Для оперативной передачи информации геофизическая станция ЦП должна использовать электронную почту, телефонную и почтовую связь.

Таблица 1. Виды метеорологических явлений, их характеристики, степени влияния на работу железных дорог и меры снегоборьбы

Виды метеорологических явлений

Категория опасности явления

Количественная характеристика явления

Влияние метеоявления на работу железных дорог и меры снегоборьбы

Снегопад умеренный

Опасное явление (далее - ОЯ)

Высота снегоотложения 5-9 см снега за сутки

Представляет опасность для крупных станций и узлов, особенно в ночное время. Требуется дополнительное количество рабочих на очистку стрелочных переводов

Снегопад значительный

Особо опасное явление, (далее - ООЯ)

Высота снегоотложения 10-19 см за сутки

Опасен в любое время суток всем станциям, особенно крупным станциям и узлам. Необходимо задействовать снегоочистители, снегоуборочные поезда, все стационарные устройства для очистки стрелок. Требуется значительное количество рабочих на очистку стрелочных переводов

Снегопад сильный

Сверхопасное явление (далее - СОЯ)

Высота снегоотложения более 20 см за сутки

Опасен в любое время суток всем станциям. Может быть полностью парализовано движение поездов. Необходимо принятие экстренных мер по обеспечению снегоочистительных и снегоуборочных работ. Требуется значительное количество рабочих на очистку стрелочных переводов, для чего вызываются рабочие второй очереди

Мокрый снег умеренный

ОЯ

Высота снегоотложения 3-7 см за сутки

Представляет опасность для крупных станций и узлов, особенно в ночное время. Требуется дополнительное количество рабочих на очистку стрелочных переводов

Мокрый снег значительный

ООЯ

Высота снегоотложения 7-14 см за сутки

Опасен в любое время суток всем станциям, особенно крупным станциям и узлам. Необходимо задействовать снегоочистители, снегоуборочные поезда, все стационарные устройства для очистки стрелок. Требуется значительное количество рабочих на очистку стрелочных переводов

Мокрый снег сильный

СОЯ

Высота снегоотложения 15 см и более за сутки

Опасен в любое время суток всем станциям. Может быть полностью парализовано движение поездов. Необходимо принятие экстренных мер по обеспечению снегоочистительных и снегоуборочных работ. Требуется значительное количество рабочих на очистку стрелочных переводов, для чего вызываются рабочие второй очереди

Метель умеренная

ОЯ

Продолжительность менее 3 ч при скорости ветра до 10 м/с

Представляет опасность для крупных станций и узлов, особенно в ночное время суток. Необходимо дополнительное количество рабочих на очистку стрелочных переводов

Метель значительная

ООЯ

Продолжительность от 3 до 12 ч при скорости ветра 10-14 м/с

Опасна в любое время суток всем станциям, особенно крупным станциям и узлам. Необходимо задействовать снегоочистители, снегоуборочные поезда; все стационарные устройства для очистки стрелок. Требуется значительное количество рабочих на очистку стрелочных переводов

Метель сильная

СОЯ

Продолжительность 12 ч и более при скорости ветра 15 м/с и более

Опасна в любое время суток. Может быть полностью парализовано движение поездов. Требуется принятие экстренных мер по обеспечению снегоочистительных и снегоуборочных работ. Требуется вызов рабочих второй очереди и, при крайней необходимости, третьей очереди для очистки от снега стрелочных переводов



Направляемая телеграмма обязывает железную дорогу:

незамедлительно принять меры по приведению в готовность узлов и станций для работы в условиях снегопадов и метелей;

организовать дежурство руководителей железной дороги, ее отделений и предприятий;

установить контроль за своевременным выделением рабочей силы всех предприятий в необходимом количестве во главе с ответственными руководителями этих предприятий;

обеспечить эффективное использование снегоочистителей, стругов, снегоуборочных поездов, а также устройств пневмоочистки и электрообогрева стрелок, при необходимости организовать привлечение к очистке от снега путей и стрелочных переводов бригад второй и третьей очередей, установить дополнительные обходы пути.

При получении указанной телеграммы руководство службы пути железной дороги должно оперативно докладывать о принятых мерах и результатах работы в Департамент пути и сооружений МПС России (далее - ЦП).

1.5. Дорожные геофизические станции должны составлять суточные прогнозы с учетом всех ожидаемых явлений погоды и местных климатических особенностей на железных дорогах. При получении штормового предупреждения о возникновении опасного, особо опасного или сверхопасного метеорологического явления от геофизической станции ЦП дорожная геофизическая станция должна проанализировать его с учетом местных условий и направить штормовое предупреждение руководству железной дороги и руководству линейных подразделений железной дороги для принятия соответствующих мер. В штормовом предупреждении должны быть сообщены данные об ожидаемых месте и времени возникновения метеорологического явления на территории железной дороги, его виде, интенсивности и продолжительности. Предупреждения о прогнозируемом возникновении вышеуказанных метеорологических явлений должны передаваться заблаговременно, не менее чем за два часа до их начала.

1.6. Сеть железных дорог России в зависимости от срока наступления зимнего периода делится на две группы:

первая группа - железные дороги Урала, Сибири, Дальнего Востока и северные участки Октябрьской и Северной железных дорог, где снегопады и метели наблюдаются ранее чем на остальной территории сети железных дорог;

вторая группа - все остальные железные дороги сети.

1.7. В зависимости от интенсивности снегоотложения при снегопадах на железных дорогах следует различать следующие территории:

с умеренной интенсивностью снегопадов - до 10 см снегоотложения за случай в течение зимы с повторяемостью не реже чем один раз за два года;

со значительной интенсивностью - от 10 до 19 см снегоотложения за случай в течение зимы с повторяемостью не реже чем один раз за два года;

с сильной интенсивностью - от 20 до 25 см снегоотложения за случай в течение зимы с повторяемостью не реже, чем один раз за два года;

с очень сильной интенсивностью - более 25 см снегоотложения за случай в течение зимы с повторяемостью не реже чем один раз за два года.

1.8. В зависимости от скорости ветра при метелях на железных дорогах следует различать следующие территории:

с умеренной интенсивностью метелей, где наблюдаются случаи метелей со скоростью ветра до 10 м/с в течение зимы с повторяемостью не реже чем один раз за два года;

со значительной интенсивностью, где наблюдаются случаи метелей со скоростью ветра от 10 до 19 м/с в течение зимы с повторяемостью не реже, чем один раз за два года;

с сильной интенсивностью, где наблюдаются случаи метелей со скоростью ветра от 20 до 30 м/с в течение зимы с повторяемостью не реже чем один раз за два года;

с очень сильной интенсивностью, где наблюдаются случаи метелей со скоростью ветра более 30 м/с в течение зимы с повторяемостью не реже чем один раз за два года.

1.9. Железные дороги по степени снегозаносимости следует классифицировать следующим образом.

Особо сильнозаносимой является Западно-Сибирская железная дорога, на территории которой в течение зимы наблюдаются снегопады и метели с очень сильной интенсивностью.

К сильнозаносимым относятся Южно-Уральская, Свердловская, Куйбышевская, Красноярская, Северная (выше Сыктывкара), Октябрьская (выше станции Беломорск) и Сахалинская железные дороги, на территории которых наблюдаются снегопады с очень сильной интенсивностью, а метели с сильной интенсивностью (или наоборот).

К заносимым относятся Восточно-Сибирская, Дальневосточная, Горьковская железные дороги, а также южные части Северной и Октябрьской железных дорог, на территории которых наблюдаются снегопады и метели с сильной интенсивностью.

К среднезаносимым относятся Юго-Восточная, Приволжская, Московская, Северо-Кавказская и Калининградская железные дороги, на территории которых наблюдаются снегопады с сильной интенсивностью снегоотложения и метели со значительной интенсивностью (или наоборот).

Слабозаносимой является Забайкальская железная дорога, на территории которой наблюдаются снегопады и метели с умеренной интенсивностью.

1.10. Для исключения сбоев в движении поездов из-за снежных заносов наиболее надежная и совершенная снегоуборочная техника и стационарные устройства для очистки стрелок от снега, должны быть, в первую очередь, размещены на крупнейших сортировочных станциях, важнейших пассажирских станциях и узлах, а также на станциях, расположенных на участках с высокой грузонапряженностью и интенсивностью движения поездов.

2. ЗАЩИТА ПУТИ ОТ СНЕЖНЫХ ЗАНОСОВ НА ПЕРЕГОНАХ И СТАНЦИЯХ

2.1. Защита пути от снежных заносов на перегонах и станциях железных дорог, как правило, должна осуществляться с помощью защитных лесонасаждений. В случаях, когда по почвенно-климатическим условиям не представляется возможным вырастить такие насаждения, защиту пути следует обеспечивать устройством постоянных снегозадерживающих заборов.

Применение переносных снегозадерживающих щитов допускается только в качестве временной меры на период ввода в действие постоянных средств защиты или в качестве вспомогательного средства к стационарным снегозадерживающим устройствам в случаях недостаточной их снегоемкости. На территории станции для внутристанционной защиты на широких междупутьях могут быть применены малогабаритные переносные снегозадерживающие щиты.

Дополнительным средством защиты пути от снежных заносов может служить маневренное механизированное снегозадержание устройством снежных валов и траншей на прилегающих к перегону территориях.

2.2. Защиту пути от снежных заносов следует предусматривать вдоль всех снегозаносимых участков перегонов, отдельно для каждой стороны пути, а также вокруг станций и, в ряде случаев, внутри станционных территорий.

2.3. К снегозаносимым участкам пути относятся: выемки любой глубины, нулевые места, насыпи высотой над уровнем расчетной толщины снежного покрова не более 0,7 м на однопутных и 1,0 м - на двухпутных линиях, а также открытые станционные территории и площади тяговых и электрических подстанций.

2.4. Все снегозаносимые участки пути характеризуются двумя признаками:

категорией снегозаносимости, зависящей от поперечного профиля земляного полотна;

степенью снегозаносимости, определяемой максимальным расчетным годовым объемом метелевого снега, подносимого к 1 погонному метру пути с вероятностью превышения один раз в пятнадцать-двадцать лет.

Категорией снегозаносимости необходимо руководствоваться при определении очередности защиты пути от снежных заносов, а степенью снегозаносимости - при выборе типов и снегосборной способности снегозадерживающих ограждений.

2.5. В зависимости от категории снегозаносимости снегозаносимые участки на перегонах должны ограждаться в такой последовательности:

в первую очередь - заносимые места первой категории - выемки глубиной от 0,4 до 8,5 м и глубже; нулевые места, расположенные на косогорах;

во вторую очередь - заносимые места второй категории - выемки глубиной до 0,4 м и нулевые места;

в третью очередь - заносимые места третьей категории - насыпи высотой до 0,7 м в равнинной местности и до 1 м на косогорах.

2.6. По степени снегозаносимости участки пути подразделяются на слабозаносимые, среднезаносимые, сильнозаносимые и особо сильнозаносимые.

2.7. Типы и мощности снегозадерживающих устройств при открытой прилегающей к железной дороге снегосборочной площади выбираются с учетом данных, приведенных в таблице 2, исходя из расчетного годового объема метелевого снегоприноса, установленного для каждой стороны снегозаносимого участка пути, с корректировкой мощности средств защиты пути в сторону уменьшения при наличии на снегосборной площади вблизи пути местных постоянных препятствий снегопереносу (полезащитных лесополос, естественных насаждений, балок, оврагов и т.д.).

Таблица 2. Выбор средств защиты пути от снежных заносов в зависимости от расчетного годового объема метелевого снегоприноса

Участок пути

Расчетный годовой объем снегоприноса м/пог.м

Средства защиты пути от снежных заносов

Слабозаносимый

До 100

Одно-двухполосные лесонасаждения или одно-двухрядные щитовые линии

Среднезаносимый

101-300

Двух-трехполосные лесонасаждения или постоянный забор высотой до 5,5 м, или забор облегченного типа высотой 4-5 м

Сильнозаносимый

301-600

Трех-четырехполосные лесонасаждения или один-два ряда постоянных заборов высотой до 5,5 м, или забор облегченного типа высотой 5 м, дополненный забором с просветностью 60-75%

Особо сильнозаносимый

Более 600

Четырехполосные и с большим числом полос лесонасаждения или два ряда постоянных заборов высотой до 5,5 м, или два ряда заборов облегченного типа высотой 5 м, снегопредупреждающие заборы. Перепрофилирование снегозаносимых участков земляного полотна в снегонезаносимые профили



2.8. Снегозадерживающие лесонасаждения и заборы, размещаемые на перегонах, должны перекрывать все протяжение снегозаносимых мест и заканчиваться у насыпей высотой не менее 2 м.

2.9. При ограждении станций и узлов следует сооружать: контурные средства защиты, располагаемые по границам станции; внутристанционные средства защиты, размещаемые на открытых станционных площадках, а также на широких междупутьях; средства защиты горловин, которые должны быть продолжены за пределы стрелочных горловин не менее чем на 50 м.

2.10. Все виды и типы снегозадерживающих ограждений следует размещать с расчетом отложения метелевого снега вне водоотводных и нагорных канав и не ближе 15 м от оси крайнего пути, расположенного на насыпи и нулевых местах.

2.11. Защита каждого снегозаносимого участка пути с помощью искусственно создаваемых защитных лесонасаждений должна осуществляться по индивидуальному технорабочему проекту. Такие же проекты, кроме этого, необходимо разрабатывать при замене старых защитных лесонасаждений, отслуживших свой защитный срок, а также взамен сильно расстроенных или утративших защитные свойства из-за возникновения пожара, повреждения вредными насекомыми, засоления почвы либо по иным причинам.

2.12. Эксплуатируемые и проектируемые снегозадерживающие, ветроослабляющие и почвоукрепляющие защитные лесонасаждения на перегонах и вокруг станций должны обеспечивать задержание максимального расчетного годового объема приносимого к пути метелевого снега с вероятностью превышения: на орошаемых и осушенных землях, пашне, земельных участках, занятых многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками - 1:10 (10%), а на остальных землях - 1:15 (7%).

2.13. Расстояние до защитных лесонасаждений от оси крайнего пути, расположенного на снегозаносимых насыпях и нулевых местах, следует принимать равным 30 м при направлениях основного годового расчетного объема метелевого снегоприноса под углами от 45 до 90°, а при более острых углах - 20 м. При ограждении выемок защитные лесонасаждения размещают от бровки выемки на 15 м при косых направлениях основного снегоприноса и на 20 м - при прямых.

2.14. Достаточность ширины полосы земельного отвода, занятой защитным лесонасаждением, следует определять по формуле: где - площадь поперечного сечения расчетного снегоприноса на полосе отвода за зиму, м (численно равна расчетному годовому объему снега, приносимого к 1 м пути, принятой вероятности превышения); - расчетная высота отложения снега внутри насаждения, м.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs