1. Настоящие Государственные элементные сметные нормы (ГЭСНс) предназначены для определения потребности в ресурсах (затраты труда рабочих, машины и механизмы, материалы) при выполнении работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования и мостовых сооружений на них. ГЭСНс являются исходными данными для разработки единичных расценок, укрупненных сметных нормативов и нормативов финансовых затрат на содержание автомобильных дорог.
2. ГЭСНс отражают среднеотраслевой уровень технологии и организации работ по содержанию.
3. Нормами учтен выход машин на линию, предусмотрено перемещение материалов (подноска, подкатка и т.д.) по фронту работ, а также перемещение рабочих, инструментов и материалов от одного места работы до другого.
4. В нормы на выполнение рассредоточенных работ включена машина дорожной службы (машина дорожного мастера), осуществляющая как транспортные (перевозка рабочих, инструментов, приспособлений и материалов), так и технологические операции. Затраты труда водителя машины дорожной службы в нормах учтены.
5. Нормами учтено производство работ в условиях движения транспорта, дополнительные повышающие коэффициенты не применяются.
6. Нормами таблицы 02-007 предусмотрено производство ямочного ремонта с использованием установки для ремонта покрытий струйно-инъекционным методом с учетом загрузки материалов на АБЗ (базе). Затраты времени на перемещение установки в технологическом цикле от места загрузки к месту работы и обратно следует учитывать по таблице 02-020.
7. Нормы таблицы 02-020 "Доставка материалов к месту производства работ технологическими машинами" и 05-011 "Доставка противогололедных материалов к месту распределения комбинированными дорожными машинами" учитывают суммарные затраты времени на груженый и порожний пробег. Объем работ определять умножением количества загрузок на среднее расстояние между местом загрузки и местом производства работ.
8. Затраты на транспортировку грузов собственными автомобилями-самосвалами определять по таблицам 11-002 и 11-003. Нормы на транспортировку, включая простой под погрузкой-разгрузкой и пробег, учитывают затраты времени на подачу машин к месту первой загрузки и возвращение от места последней разгрузки. При транспортировке контейнеров комбинированными дорожными машинами, оборудованных краном, затраты времени на погрузку-разгрузку определять по нормам таблицы 11-004, а затраты времени на перевозку - по нормам таблиц 02-020 и 05-011.
9. При расчете затрат на вывозку снега автомобилями-самосвалами с надставленными бортами принимать класс груза - первый, без надставленных бортов - второй.