Уровень 2. Управляемый процесс Описанный выше осуществленный процесс на данном уровне выполняется управляемым образом (планируется, регулируется и проводится его мониторинг), а его рабочие продукты соответствующим образом установлены, контролируются и поддерживаются. |
Управляемый процесс подлежит планированию, мониторингу и корректировке для удовлетворения идентифицированных целей осуществления процесса и создания рабочих продуктов, которые должны быть идентифицированы, документированы и проконтролированы.
Основное отличие от осуществленного процесса состоит в том, что на данном уровне осуществление процесса планируется, проводятся его мониторинг и корректировка для создания рабочих продуктов, удовлетворяющих сформулированным требованиям. Таким образом, существенными элементами управляемого процесса являются управление его выполнением и направленность на управление рабочими продуктами. Критическая роль задействованного управления этими двумя элементами выполнения процесса состоит в повышении уверенности в том, что создается то, что необходимо, и процесс совершается более предсказуемым образом.
Применяемое управление процессом приведет к проверяемым артефактам и/или действиям (к ним относятся, например, планирование, методы мониторинга и/или коррекции процесса, основанные на результатах сравнения запланированного и фактического совершения процесса).
АП 2.1 Атрибут управления осуществлением Атрибут управления осуществлением является мерой той степени, в которой может быть достигнуто управление осуществлением процесса. Полное достижение этого атрибута характеризуется следующим: b) осуществление процесса планируется, и проводится его мониторинг; d) определены, распределены и доведены до сведения ответственность и полномочия по осуществлению процесса; f) интерфейсы между участвующими сторонами управляются с целью обеспечить как эффективное взаимодействие, так и четкое распределение ответственности. |
Атрибут управления осуществлением относится к применению основных методов управления для обеспечения разумной уверенности в том, что цели осуществления процесса достигнуты.
Идентификация целей осуществления процесса является критическим требованием достижения этого атрибута. Как правило, цели осуществления включают в себя такие составляющие, как: 1) качество создаваемых артефактов; 2) время цикла процесса; 3) используемые ресурсы. Цели осуществления процесса, в свою очередь, вытекают из рассмотрения входов процесса, общих ограничений и характеристик процесса и/или продукта. На этом уровне возможностей цели осуществления процесса допускается выражать либо в качественных терминах (например, сравнительный обзор должно быть легко проводить и понимать), либо в количественных (например, сравнительный обзор должен выявлять в среднем не менее 80% дефектов продукта).
Некоторые процессы (например, поддерживающие, организационные или управления) могут не требовать планирования в каждом случае, а могут осуществляться непрерывно в установленном порядке.
Без четко определенных ответственностей и понимания полномочий любое предприятие рискованно с самого начала. Следовательно, необходимо разграничение процесса управления в целях явного распределения ответственностей и полномочий при осуществлении процесса. Существенными действиями являются идентификация, присвоение и доведение до сведения указанных ответственностей и полномочий. Все участники процесса (например, владелец процесса, исполнители процесса и т.п.) должны быть проинформированы об этих действиях.
Ресурсы и информация, необходимые для реализации процесса в соответствии с идентифицированными целями осуществления процесса, должны быть идентифицированными, доступными, распределенными и используемыми. Особенно важно быть готовым внести коррективы в уже доступные ресурсы и информацию, поскольку на данном уровне осуществление процесса управляется, потенциально корректируется, как это необходимо при отклонении от запланированного осуществления. Связанным с управлением ресурсом, необходимым для осуществления процесса, является управление интерфейсами между вовлеченными сторонами для обеспечения эффективного взаимодействия и четкого распределения ответственности. Как правило, необходимо рассмотреть несколько типов участников процесса. К ним относятся: владелец(владельцы) процесса; исполнитель(и) процесса; лица, предоставляющие необходимые ресурсы и информацию; лица, действующие против течения процесса, и лица, действующие по течению процесса; другие потенциальные участники. Поскольку кажущиеся минимальными изменения в осуществлении процесса могут иметь значительное влияние на одного или нескольких участников, жизненно важно планирование интерфейсов между сторонами, ведение их мониторинга, внесение необходимых корректив, а также четкое и регулярное доведение этой информации до сведения.
АП 2.2 Атрибут управления рабочим продуктом |
Атрибут управления рабочим продуктом относится к применению основных методов управления с целью обеспечить разумную уверенность в том, что созданные рабочие продукты надлежащим образом идентифицированы, документированы и контролируются. Рабочие продукты, рассматриваемые в настоящем разделе, это те продукты, которые получаются в результате достижения выходов процесса (например, получающиеся в результате достижения процессом уровня 1).
Рабочий продукт является артефактом, связанным с выполнением процесса; в соответствии с его характером рабочий продукт будет изменяться в зависимости от назначения процесса. Одни рабочие продукты могут быть частью поставляемого продукта, а другие - нет (например, некоторые документы, такие как персональные документы или протоколы совещаний).
Требования к рабочим продуктам процесса идентифицированы с целью обеспечить основу для производства (и проверки). Требования к рабочему продукту будут, вероятно, иметь значительное влияние на требования к осуществлению самого процесса; следовательно, два атрибута процессов на уровне возможностей 2 взаимосвязаны.
Требования к рабочим продуктам процесса могут быть функциональными требованиями, которые имеют отношение к атрибутам рабочего продукта (производительность, размер и т.п.), нефункциональными, которые имеют отношение к ограничениям, непосредственно не связанным с атрибутами рабочего продукта (дата поставки, упаковка) или их комбинацией.
Подобным образом определены требования к документации и контролю рабочих продуктов процесса; их следует рассматривать как отличные от требований к рабочим продуктам. В зависимости от конкретных особенностей рабочих продуктов и/или проектов может быть уместной различная степень контроля за изменениями и управления конфигурацией.
Требования к документации и контролю за рабочими продуктами процесса применяют как основу для надлежащей идентификации, документирования и контроля за рабочими продуктами.
Рабочие продукты процесса, появляющиеся в результате его реализации, следует просматривать в соответствии с запланированным порядком и по мере необходимости корректировать для соответствия требованиям. Степень и характер надзора будут зависеть от многих факторов, все из которых следует рассматривать как часть планирования управления рабочим продуктом.