Монтируют и подкачивают шину по 5.4. Устанавливают смонтированную шину на испытательный стенд, при этом обеспечивают отсутствие зазоров между колесом, осью, втулками и т.д. для точного определения точки нулевой нагрузки.
5.5.1 Определение графической зависимости "вертикальная нагрузка - деформация"
Для определения точки нулевой нагрузки и деформации шину перемещают до касания с плоской плитой без нагрузки (без предварительного нагружения).
Графическую зависимость определяют, прилагая к шине вертикальную нагрузку и измеряя соответствующий прогиб между фланцем колеса и упорной плоской поверхностью испытательного стенда, на которую опирается шина. Нагружают шину до ее полного обжатия, затем разгружают до получения нулевого значения вертикальной нагрузки, при этом осуществляется непрерывная запись вертикальной нагрузки и прогиба шины как в прямом, так и обратном процессе. Полученная петля или кривая является характеристикой прогиба шины от вертикальной нагрузки.
Данное испытание проводят на четырех участках по окружности шины, каждый из которых находится под углом 90° к другому. Скорость обжатия должна быть не более 508 мм/мин.
Для каждой испытуемой шины должны быть представлены четыре графические зависимости.
5.5.1.1 Метод определения точки полного обжатия шины
Точка полного обжатия шины достигается, когда боковина шины полностью обжата и начинается сжатие нижней части боковины шины. Этот момент определяют по заметному изменению наклона кривой обжатия шины под нагрузкой. При этом скорость изменения нагрузки резко возрастает.
5.5.1.2 Нагрузку, соответствующую точке полного обжатия шины, определяют как нагрузку, при которой скорость нагружения (кгс/25 мм) в 2,2 раза выше средней скорости нагружения при изменении радиального прогиба от 28% до 48%.
5.5.1.3 Пример определения максимальной допустимой нагрузки:
a) определяют графическую зависимость прогиба шины от нагрузки (5.5.1) для соответствующего внутреннего давления (при этом следует слегка выйти за предел точки, описанной в 5.5.1.1);
b) строят графическую зависимость прогиба шины от вертикальной нагрузки (рисунок 2);
Рисунок 2 - Пример определения максимально допустимой нагрузки
c) вычисляют среднюю скорость нагружения (кгс/25 мм) при прогибе от 28% до 48%, например 9000 кгс/36 мм =6250 кгс/25 мм;
d) строят линию А-А (рисунок 2) как гипотенузу прямоугольного треугольника с катетами, равными: 25 мм и 2,2х6250 кгс/25 мм =13750 кгс;
e) рисуют линию В-В, параллельную линии А-А и касательную к кривой прогиба шины от нагрузки в зоне точки полного обжатия шины;
f) нагрузку, соответствующую точке касания линии В-В с кривой обжатия (точка Р), рассматривают как максимально допустимую (приблизительно 30500 кг).
5.5.2 Графическая зависимость прогиба шины от действия боковой силы
5.5.2.1 Эту зависимость получают при первичном нагружении шины с номинальным внутренним давлением номинальной вертикальной нагрузкой с последующим смещением оси, на которой находится колесо с шиной, либо плоской поверхности стенда, на которую опирается шина, в направлении, перпендикулярном к плоскости колеса.
5.5.2.2 Смещение в боковом направлении проводят до увеличения боковой нагрузки от нуля до значения, равного 30% номинальной вертикальной нагрузки. Затем проводят обратное смещение с уменьшением боковой нагрузки до нуля и продолжением смещения в противоположном направлении до увеличения боковой нагрузки до 30% номинальной вертикальной нагрузки с последующим возвращением в центральное положение.
Петля прогиба под действием боковой нагрузки должна быть получена при скорости изменения бокового прогиба не более 508 мм/мин.
5.5.2.3 Во время бокового смещения вертикальная нагрузка шины будет изменяться на некоторое значение, которое должно быть скорректировано таким образом, чтобы вертикальная нагрузка на шину сохранялась постоянной в процессе нагружения шины боковой нагрузкой.
5.5.2.4 Вертикальное перемещение шины, соответствующее изменению вертикальной нагрузки, должно быть представлено в виде графика зависимости вертикального смещения шины под действием боковой силы и сопровождаться точно установленной вертикальной нагрузкой и внутренним давлением.
5.5.2.5 Такие зависимости должны быть получены в четырех точках по окружности шины, находящихся под углом 90° относительно друг друга.
5.5.2.6 Боковой прогиб шины определяется величиной поперечного смещения точки, находящейся на фланце колеса, относительно центральной линии площади контакта шины с плоской поверхностью перемещения.
5.5.3 Графическая зависимость прогиба шины от действия продольной силы