ГОСТ Р 53598-2009
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОДУКТЫ ПИЩЕВЫЕ
Рекомендации по этикетированию
Food products. Instructions for labelling
ОКС 67.040
Дата введения 2011-01-01
1 РАЗРАБОТАН ОАО "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 335 "Методы испытаний агропромышленной продукции на безопасность"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 911-ст
4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных положений "Руководства по анкетированию пищевых продуктов" (США, 1994 г.)
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2019 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт распространяется на пищевые продукты и устанавливает правила их этикетирования.
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ Р 51074 Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 этикетка: Определенное пространство упаковки, на которое разными способами наносят информацию о пищевых продуктах.
3.2 основная дисплейная полоса; ОДП: Передняя полоса этикетки, содержащая обязательные сведения о продукте.
3.3 информационная полоса: Полоса на этикетке, расположенная справа и рядом с ОДП, содержащая остальные сведения о продукте.
3.4 наименование продукта: Текст наименования должен быть понятным, конкретно и достоверно характеризующим продукт и должен соответствовать наименованиям, установленным в национальных стандартах Российской Федерации.
3.5 количество продукта: Масса нетто (грамм, килограмм) или объем (мл, л или см, дм).
3.6 состав продукта: Перечень ингредиентов для всех пищевых продуктов, за исключением продукта, состоящего из одного ингредиента.
3.7 содержание питательных веществ (пищевая ценность): На информационной полосе этикетки "Пищевые вещества" прямо или косвенно говорится о содержании питательных веществ, из чего потребитель может получить информацию о продукте.
Существует два способа этикетирования упаковки:
- все обязательные сведения о продукте помещают на передней полосе этикетки - основной дисплейной полосе (ОДП);
- остальные сведения помещают на информационной полосе.
4.1 Основная дисплейная полоса (см. рисунок 1) - это та часть этикетки на упаковке, которую потребитель вероятнее всего увидит при покупке. Многие упаковки имеют одну или несколько различных полос, которые могут выполнять функцию полосы в качестве ОДП. Именно их и называют дополнительными дисплейными полосами.
На основной и дополнительной дисплейных полосах должен находиться текст наименования пищевого продукта с указанием массы нетто или объема продукта (см. рисунок 2).
| |
Рисунок 1 - Основная дисплейная полоса | 1 - наименование продукта; 2 - масса нетто или объем продукта |
Рисунок 2 - Расположение текста на ОДП этикетки |
4.2 Информационная полоса (см. рисунок 3) - это полоса на этикетке, которая находится справа и рядом с ОДП, если смотреть со стороны, обращенной к покупателю. Если вследствие формы или конструкции упаковки (наличие сложенных отворотов) эту полосу использовать нельзя, то информационной полосой считают ближайшую справа полосу этикетки.
Выражение "этикетирование методом информационной полосы" относят к информации на этикетке, которая размещается на информационной полосе вместе, без вставок в промежуток какого-либо другого материала, если такая этикетка не помещена на ОДП. Такая информация включает в себя наименование и адреса изготовителя, фасовщика или поставщика, перечень ингредиентов и питательных веществ (см. рисунок 4).
| |
1 - информационная полоса; 2 - ОДП | 1 - ОДП; 2 - информационная полоса |
Рисунок 3 - Информационная полоса | Рисунок 4 - Расположение текста на информационной полосе этикетки |
Для выполнения надписей на информационной полосе этикетки необходимо применять шрифт такого размера, чтобы надпись была рельефной, броской и легко различимой. Следует использовать строчные литеры размером не менее 1,58 мм по высоте литеры "о". Высота литер не должна превышать их ширину более чем в три раза, причем буквенный текст должен достаточно контрастировать с фоном и быть легко различимым.
Не допускается перегружать обязательные надписи художественным оформлением или текстом, который не требуется по нормативам.
Допускается использовать шрифт меньшего размера для выполнения надписей на информационной полосе упаковок небольшого размера.
Не допускается помещать несущественную информацию, дополнительную информацию или сведения рекламного характера в промежуток внутри нормативных надписей этикетки на информационной полосе (штриховой универсальный код продукта не классифицируют как нормативную надпись). Пример приведен на рисунке 5.
Рисунок 5 - Размещение текста в промежутке на информационной полосе
На этикетке помещают информацию в соответствии с ГОСТ Р 51074, в том числе: наименование и местонахождение изготовителя, его юридический адрес, включая страну, и при несовпадении с юридическим адресом адрес производства, а также организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя (при наличии на ее территории).
5.1 Наименование пищевого продукта должно быть понятным, конкретным и достоверно характеризующим продукт, оно должно находиться на передней стороне этикетки или на основной дисплейной полосе, а также на любой дополнительной полосе.
Для нанесения наименования продукта необходимо использовать выделяющийся шрифт, размер которого должен разумно соотноситься с наиболее выделяющейся информацией, напечатанной на передней полосе, и являться наиболее важным элементом на основной дисплейной полосе. В целом он должен быть не менее 1/2 размера наиболее крупного шрифта на полосе.
В качестве наименования следует использовать обычное или обиходное наименование, если таковое существует. Если же его нет, то следует применять соответствующее не вводящее в заблуждение описательное наименование.
Текст наименования продукта следует размещать на этикетке вдоль линий, расположенных параллельно к основанию упаковки.
Если характер пищевого продукта очевиден, то в качестве наименования можно применять оригинальное название, которое широко используется населением и понятно ему.
Если существует обычное или обиходное наименование пищевого продукта, то следует использовать его. Если на этикетке пищевого продукта, у которого имеется установившееся наименование, использовано новое наименование, то это будет квалифицировано как введение в заблуждение. Если наименование пищевого продукта установлено национальным стандартом Российской Федерации, то следует пользоваться этим наименованием.
Этикетки должны содержать описание формы пищевого продукта в упаковке, если продукт реализуется в различной форме, например в нарезанном и ненарезанном виде, целиком или половинками и т.д.
При указании количества продукта текст "масса нетто или объем" размещают на этикетке в качестве отдельной надписи в нижней трети основной дисплейной полосы вдоль линий, расположенных параллельно к основанию упаковки.
Площадь основной дисплейной полосы в см определяют минимальным размером шрифта, разрешенного для написания формулировки количества нетто.
Площадь прямоугольной или квадратной основной дисплейной полосы на коробке равна высоте, помноженной на ширину.
Площадь основной дисплейной полосы упаковки цилиндрической формы равна произведению 40% ее высоты на длину окружности.
Пример расчета приведен на рисунке 6.