3.1 Определение МНБ
Менеджмент непрерывности бизнеса - это процесс, связанный с собственниками бизнеса и активизирующий работу других процессов, в рамках которого устанавливают стратегические цели и структуру управления в соответствии с целями организации в области непрерывности бизнеса, которые:
- активно улучшают устойчивость организации, обеспечивают стабильность ее способности достигать основные поставленные цели;
- обеспечивают отработанный метод восстановления способности организации поставлять ключевые продукцию и услуги на установленном уровне в пределах согласованного времени после возникновения нарушения деятельности;
- обеспечивают верифицированную способность организации управлять нарушениями своей деятельнорсти и защищать ее бизнес, репутацию, конкурентоспособность и бренд.
Отдельные процессы непрерывности бизнеса могут изменяться в зависимости от размеров, структуры и назначения организации, однако основные принципы остаются постоянными для организаций некоммерческого, частного или государственного сектора, независимо от их размера, области или сложности деятельности.
3.2 МНБ и стратегия организации
Все организации, большие или малые, имеют свои цели и задачи, такие как обеспечение роста и развития, расширение сферы услуг и/или приобретение других организаций. Эти цели и задачи обычно реализуются путем выполнения стратегических планов и достижения кратко-, средне- и долгосрочных установленных показателей организации. На самом высоком уровне понимания МНБ организация обеспечивает достижение этих целей и задач в условиях возникновения угрозы неожиданного нарушения ее деятельности.
Инциденты могут быть различны по характеру и размерам последствий. Последствия могут привести к потере жизни людей, активов или доходов, либо неспособности поставлять продукцию и оказывать услуги, от которых порой зависит выполнение стратегий, сохранение репутации или даже само существование организации.
В рамках МНБ необходимо признать стратегическое значение известных причастных сторон. Часто последствия нарушений деятельности организации разворачиваются во времени и могут появиться новые причастные стороны, оказывающие прямое воздействие на возможную степень и масштабы повреждений и ущерба. Например, суммарный объем проблем может оказывать сильное давление на организацию в период нарушений деятельности или разрушений.
Решение всех этих проблем представляет собой стратегические интересы организации.
3.3 Взаимосвязь МНБ с менеджментом риска
МНБ является дополнительной структурой по отношению к менеджменту риска, которая позволяет осознать существующие опасности для деятельности и бизнеса организации, а также последствия возникновения опасных событий.
Менеджмент риска ориентирован на управление риском по ключевым вопросам поставки продукции и предоставления услуг организацией. Производство продукции и оказание услуг могут быть разрушены широким спектром разнообразных инцидентов, многие из которых трудно не только спрогнозировать, но и проанализировать их причины.
Ориентируясь на воздействие нарушений, в процессе МНБ идентифицируют продукцию и услуги, от которых зависит выживание организации, а также необходимые условия для продолжения деятельности и непрерывности выполнения организацией своих обязательств. Внедрение МНБ позволит организации еще до реализации инцидента выявить необходимые ответные меры для защиты людей, производственных площадей, технологий, информации, системы поставок, причастных сторон и репутации организации.
На этом этапе организация может получить реальное представление о том, как и когда произойдет нарушение ее деятельности. Это необходимо для достижения уверенности в том, что организация способна справиться с любыми последствиями без недопустимой задержки поставки продукции или оказания услуг.
Организация, которая принимает соответствующие меры по МНБ в конкретной ситуации, может использовать в своих интересах дополнительные возможности даже при высоком уровне риска.
3.4 Причины применения организацией МНБ
МНБ является важным элементом успешного управления бизнесом и предпринимательской дальновидности.
Руководители и владельцы организации несут ответственность за поддержание способности организации функционировать без перебоев. Организация постоянно берет на себя различные обязательства, в том числе по поставке продукции и оказанию услуг, заключает договоры и совершает иные действия, направленные на рост доходов и достижение ожидаемых результатов. У всех организаций существуют моральные и социальные обязанности, особенно если они обеспечивают работу в чрезвычайных ситуациях или оказывают государственные или благотворительные услуги. В некоторых случаях для организаций установлены законодательные или обязательные требования по применению МНБ.
Нормальное функционирование любых видов деятельности организации может быть нарушено посредством воздействия на него таких разрушающих факторов, как технологические отказы, наводнения, прорыв коммуникаций и терроризм. МНБ обеспечивает способность реагировать надлежащим образом на текущее нарушение деятельности организации, защищая благосостояние и безопасность конкретных людей и общества в целом.
МНБ целесообразно рассматривать не как дорогостоящий процесс планирования, а как процесс, добавляющий ценность организации.
3.5 Выгоды от реализации эффективной программы МНБ
Организация может получить следующие выгоды от реализации эффективной программы МНБ (перечень может быть дополнен):
- способность активно идентифицировать нарушения работы производственных процессов;
- возможность применить эффективные ответные меры на нарушения и тем самым снизить до минимума отрицательные воздействия на организацию;
- способность управлять неисследованным риском;
- развитие способности и поощрение к совместной работе междисциплинарных групп специалистов различных подразделений;