Методические указания по инженерно-гидрометеорологическим изысканиям автомобильных дорог

ГЛАВА V. Изыскания для рабочего проектирования

Инженерные предпостроечные гидрометеорологические изыскания автомобильных дорог или мостовых переходов для стадии составления рабочих чертежей производят с целью дополнительного сбора сведений об изменении гидрометеорологического режима района изысканий за период, прошедший от изысканий для проектного задания или технического проекта, до окончания строительства.

Дополнение расчетных характеристик и уточнение расчетных величин обязательны для объектов, сооруженных в малоизученных природных условиях и в местах или условиях, где в период изысканий для технического проекта не могли быть собраны исходные данные необходимой полноты и точности, а также в случаях, когда новые данные последнего периода могут существенно повлиять на расчетные параметры и изменить ранее принятые проектные решения.

Подготовительный период

В состав работ подготовительного периода входят следующие виды работ:

- дополнительный сбор, систематизация и обработка исходных гидрометеорологических материалов;

- корректировка расчетных гидрометеорологических величин, полученных в результате статистического расчета данных многолетних наблюдений.

Дополнительный обор исходных материалов осуществляется в случае, если имеется длительный перерыв во времени между изысканиями для проектного задания или технического проекта и предпостроечными изысканиями, если за этот период прошли высокие паводки и дожди, близкие к расчетным или выше их, если обнаружена недостаточная обоснованность расчетных гидрометеорологических характеристик, вычисленных на стадии предыдущих изысканий.

Систематизация и обработка исходных данных, полученных в результате дополнительного сбора гидрометеорологического материала производятся по аналогии с соответствующими работами, выполняемыми в подготовительный период изысканий для технического проекта.

При обработке дополнительных материалов многолетних наблюдений производят удлинение рядов гидрометеорологических величин и повторные статистические расчеты. По вычисленным величинам коэффициентов вариации и асимметрии, среднемноголетних и расчетных гидрометеорологических характеристик различных ВП производят корректировку региональных зависимостей и расчетных величин, полученных в результате географогидрологической экстраполяции.

На основании изучения дополнительных исходных материалов составляют программу полевых гидрометеорологических работ.

Полевой период

В полевой период предусматривают следующие работы:

- участие в частичном изменении трассы дороги или переходов через большие водотоки (если таковое имеет место);

- участие в укладке на местности осей струенаправляющих сооружений, спрямлений русел, в разбивке осей заглушек выплесков и регуляционных плотин, подпорных стен и т.п.;

- участие в трассировании водоотводов;

- дополнительные обследования малых и средних водотоков на участках изменений трассы дороги;

- обследования больших водотоков;

- экспресс-гидрометеорологические наблюдения,

- дополнительные изыскания по специальным программам;

- дополнительные обследования водопропускных сооружений.

На наиболее сложных и ответственных мостовых переходах производят обследование местности в зоне расположения проектируемых струенаправляющих и регуляционных сооружений с целью наиболее целесообразной укладки осей этих сооружений в отношении наименьшей строительной стоимости и наибольшей устойчивости от размывов.

На участках с затрудненным водоотводом производят трассирование водоотводных канав на местности с целью получения наиболее полных данных для обеспечения отвода воды от дороги и водопропускных сооружений.

Повторное обследование малых и средних водотоков производят по трассе дороги, установленной в процессе изысканий для рабочих чертежей. Состав работ по линейному обследованию малых и средних водотоков и методы их производства аналогичны для соответствующих работ при изысканиях для технического проекта. При определении ГВВ по следам местности должны быть установлены отметки паводков, прошедших после предыдущих изысканий.

При обследовании больших мостовых переходов основное внимание должно быть обращено на уточнение расчетных гидрометеорологических величин, путем повторного полевого обследования. Вид обследования определяют в зависимости от сроков изыскательских работ.

При невозможности проведения гидрометрических работ производят гидроморфометрические и морфометрические обследования по программе и составу, аналогичным с изысканиями для технического проекта.

Гидрометеорологические наблюдения имеют целью получение натурных данных по расходам, уровням, осадкам и ветру за период производства рабочих изысканий. Пункты наблюдений должны быть временными, желательно располагать их в обычных линейных изыскательских подразделениях или пунктах дислокации строительных подразделений и изменять их положение по мере продвижения строительства.

Состав и методы гидрометеорологических наблюдений остаются прежними, как и при изысканиях для технического проекта.

Дополнительные гидрометеорологические изыскания, проводимые по специальным программам, имеют целью накопления натурных данных за изучаемыми явлениями. В результате полевых работ должны быть получены окончательные данные для проектирования водопропускных сооружений.